• Личный кабинет
  • Ваша корзина пуста
Меню
Назад » » » 2012 » Февраль » 26

Зависть — наверное каждому человеку знакомо это светлое чувство...Б. Литвак (Г. Китаева)

 

Сегодня на занятии группы практики мы разбирали вопрос - что такое Зависть, откуда она берётся, и как мне защититься от завистливых людей. Обратились к материалам Бориса Литвака, где он дает определение "зависти".

 

Зависть - это когда чьи-либо реальные или воображаемые преимущества в приобретении социальных благ (материальных ценностей, успеха, статуса, личных качеств и пр.),  воспринимаются субъектом как угроза ценности собственного "Я" и сопровождаются тяжелыми, болезненными переживаниями. За которыми могут последовать действия. (Б. Литвак)

Борис показывает нам, каковы "предпосылки"  зависти, а именно: у того, кто завидует -

1.Нестабильная собственная самооценка;
2.Завидующий оценочно относится к тому, кому он завидует (судит, оценивает, вешает ярлыки);
3. Тот, кому завидуют (объект зависти) имеет успех в той сфере деятельности, в которой завистнику хотелось бы быль лучшим, значимым; 
4. Кроме того, человек завидующий не видит собственного пути, которым он мог бы достичь таких же, или еще больших результатов.

Получается что основная проблема завистника - это "оценочная зависимость", в основе которой - собственная нестабильная самооценка (он и сам зависит от оценок других, и других людей оценивает и обсуждает - что они сделали не так, что можно было бы сделать лучше, "а он, дурак, этого не видит", и проч. Я бы, типа, лучше сделал - человек "возвышается" не своими делами и действиями, а анализом ошибок тех, кто реально что-то делает: критиковать, тем более за глаза, всегда легче, чем делать что-то самому.) Скрытый ход "завистника", что бы вывести собеседника на желаемую тему - он задает собеседнику вопрос, якобы аппелируя к компетенции собеседника и тем стимулируя к разговору (своеобразное поглаживание собеседнику): "А зачем он это делает? А почему он так сказал?" и т.п. Затем следут анализ, в котором завидующий обесценивает знания, дела и достижения объекта зависти. Первый признак того, что вы имеете дело с завистливым человеком - это его частая критика других людей без признания достижений (ни дня не прожить, не покритиковав кого-то. Ни одной встречи не провести, не поиграв в любимую игру "какой ужас" или "если бы не он").

Что бы выйти из подобного рода разговоров, в которые вас пытаются затянуть, можно спросить человека: "Зачем ты мне это говоришь? Почему ты сам его об этом не спросишь, или сам ему это не скажешь" и, наконец: "Что ты от меня конкретно хочешь?". Можно выйти из разговора простой просьбой: "Мне сейчас об этом нет желания говорить. Мог бы ты сменить тему разговора?"

В чем особенность склада личности "завистника" по Борису Литваку?
Во-первых, он считает СЕБЯ более достойным иметь тот результат, который получил объект зависти.
Во-вторых, завидующий ставит того человека, которому он завидует - ниже себя самого. О
н считает себя более достойным иметь тот результат, который получил объект зависти (например - он может считать себя умнее, красивее, моложе, увереннее, профессиональнее и т.д.).

Помните тест Дембо, в виде вертикального столба, где на самом верху - лучшие, на самом низу - худшие. Так вот, завистник ставит себя где-то чуть выше середины на этой вертикали. А того, кому он завидут - наже себя. О чем это говорит? Об высоком уровне притязаний завистника. Высокий уровень приятязаний - ни хорошо, ни плохо, главное - как его достигать, какими средствами и методами. Если "обливать грязью", оскорблять объект зависти - то это неконструктивно. Дает облегчение - но только временно. 
Человек не завидует тому, кого ставит намного выше себя, например - Борису Литваку начинающий тренер, мечтающий о создании своего собственного тренингового центра не будет завидовать (пока), а вот какому-нибудь организатору местному - очень даже может быть позавидует. Сначала он будет стараться подружиться и пообщаться, а потом начнет критиковать и обесценивать, сначала "за глаза", потом может начать распространять порочащую информацию об объекте зависти: со своими сторонниками - в открытую, с остальными - скрываясь под вымышленными именами и пользуясь чужими аккаунтами (выдавая грязь и оскорбления в адрес объекта зависти за голос народа). Частенько у него это получается. Завистник, который пошел по этому неконструктивному пути, готов использовать всё более изощренные методы, его зависть может перерасти в ненависть.
 

 

"Чем больше разница между реальными достижениями и уровнем притязаний, тем чаще возникает зависть и тем тяжелее отрицательные эмоции, которые ее сопровождают. В большинстве случаев завидующий не пытается разобраться в причинах успеха другого человека, считая, что «на его месте должен был быть я»." (Б. Литвак)

При сравнении себя с объектом зависти, у завистника происходит падение самооценки, что сопровождается возникновением отрицательных эмоций: появляется ощущение неудачника, повышается тревожность, возникает чувство несправедливости, обида, и прочие болезненные переживания.  (Б. Литвак)

Человек начинает делать все, что самооценку восстановить. Сам человек может и не осознавать, что он завидует (Б. Литвак) , а объяснять это объективными причинами своего недовольства и раздражения: объект зависти делает что-то неправильно, неэффективно, и т.д. Суть лишь в том, что завидующий постоянно говорит об объекте и анализирует то, что объект зависти делает, осуждая те результаты и обесценивая те достижения, которые он видит у объекта зависти.  

Как компенсировать зависть? Есть деструктивные, и есть конструктивные методы. О деструктивных мы уже поговорили. А конструктивные - добиваться собственных результатов! (Б. Литвак)

Борис Литвак далее: "В норме, зависти быть не должно. Зависть является показателем неблагополучия человека...Необходимо работать со всеми четырьмя предпосылками возникновения зависти."

Ревность Борис Литвак описывает как страстную недоверчивость, мучительное сомнение в чьей-либо верности, любви, полной преданности. А так же: ревность - как зависть к чужому успеху, нежелание делить что-либо с кем-либо."
- - - - - - - 

Из словаря: "Зависть — это настроения, связанные с желанием перераспределить некий ресурс в свою пользу. То есть зависть — это форма проявления агрессии. «Психологическим» (морально-идеологическим) обоснованием зависти может быть как самовлюблённость («представление индивида о собственной исключительности и достойности большего»), так и мнение о несправедливом характере распределения ресурсов в прошлом и/или в настоящем."  (— Ильясов Ф. Н. Терроризм — от социальных оснований до поведения жертв // Социологические исследования. № 6, 2007. С. 78-86.)

Афоризмы о зависти:

= Завистники умрут, но зависть — никогда.  Мольер 

= Невыносимой мукою томим Тот, кто во всем завидует другим. Всю жизнь тоской и злобою дыша, Затянута узлом его душа.   Джами 

= Завистник не один раз умирает, а столько, сколько похвал слышит сопернику.  Грасиан-и-Моралес

= Не многие из нас могут вынести счастье — разумею, счастье ближнего. Марк Твен 

= Завистник — враг себе, ведь он терзается мученьем, добровольно им же выбранным. Менандр 

= Завистники на что ни взглянут,
Поднимут вечно лай;
А ты себе своей дорогою ступай:
Полают да отстанут.   Крылов И. А. 

= Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные.   Спиноза Б.

= Почему завистники всегда чем-то огорчены? Потому что их снедают не только собственные неудачи, но и успехи других.  Абу-ль-Фарадж 

= Ненависть — активное чувство недовольства; зависть — пассивное. Нечего удивляться тому, что зависть быстро переходит в ненависть.  Гёте И. 

= Предпочитаю, чтобы мои недруги завидовали мне, чем я моим недругам. Плавт 

= Ничто, кроме смерти, не может примирить зависть с добродетелью. Бэкон Ф. 

= Зависть обвиняет и судит бездоказательно, она приумножает недостатки, дает малейшим ошибкам громкие названия; язык ее исполнен желчи, преувеличения и несправедливости. Вовенарг

= Из всех страстей зависть самая отвратительная. Под знаменем зависти шествует ненависть, предательство и интриги. Ильвеций К. 

= Нет ни одного порока, который так вредил бы благополучию людей, как зависть, ибо те, которые им заражены, не только огорчают самих себя, но и омрачают также радость других. Декарт 

= Зависть для ума — что боль для глаза. От зависти ослепнуть может разум. Джами

- - - - -

Статья  Бориса Литвака о зависти       С уважением, Галина Китаева
 


24 и 25 марта 2012 семинар - тренинг  Бориса Литвака (авторский) «Манипуляции. Диагностика. Защита»  Подробнее...   Акция! Стоимость 10 300 руб. При оплате 100% до 14 марта: 7 000 руб!  Регистрация

 

 

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]