- 08.08.2012
- 4225 Просмотров
- Обсудить
Вечером 5 августа я вернулся с тренинга "Метафора" Бориса Михайловича Литвака.
Что я привез с собой ? Что сумел понять и принять ?
Попробую разобраться.
Что я знал о тренинге до участия ?
Это тренинг сценарного перепрограммирования, основанный на сценарной теории Эрика Берна в интерпретации М.Е. и Б.М. Литвака.
Он основан на заслушивании метафорических историй, сказок, написанных участниками до тренинга.
Тренер, анализируя содержание сказок каждого участника, показывает ему и другим участникам как сценарий мешает жить.
Сухо звучит ? Сухо.
Внешне все просто ? Да, ничего яркого и неожиданного.
Так вот. Реально для меня это была БОМБА.
Которая взрывалась где - то внутри с каждой услышанной историей жизни.
Взрывалась 20 часов, 2 дня подряд.
Взрывалась так, что ком в горле мешал дышать, а бьющийся пульс я иногда чувствовал в каждой клетке тела.
Взрывалась так, что в перерывах я подходил к людям, жал им руку, смотрел в глаза: "Спасибо тебе ! То, о чем ты говорил, я тоже испытал. С тобой я снова пережил это. С тобой, видя твои слезы, и сам едва сдерживая свои, я учился отпустить темноту, сбросить мельничный жернов с души и жить своей, свободной жизнью. Ты не один ".
Я вернулся немного другим.
Но вернемся к тренингу.
Мы рассматривали сценарий жизни как алгоритм мышления и поведения.
В основе которого - детское сценарное решение.
На входе Борис упомянул, что сценарная теория позволяет понять что события жизни не случайны.
И по завершении я получил массу биографического материала, подтверждающего это.
И еще я увидел что важно как конкретный ребенок воспринимал события.
И это более важно чем условия среды !
Даже в одинаково агрессивной среде общения разные дети принимают разные решения - сами.
Поэтому дети у одних родителей могут быть разными - по характеру и судьбе.
Человек стремится к тем эмоциям, которые испытывал в детстве. Действие этого закона я наблюдал, слушая биографии участников. Как легко читать механизмы человеческой судьбы со стороны ! Наблюдая, как мастер извлекает занозу за занозой из человеческой души. Как меняются лица. На напряженных появляется улыбка - сначала неуверенная, потом свободнее, шире. И хочется сказать : "Улыбайся, это так красиво и заразительно !". И как сложно увидеть, понять, осознать свой сценарий ! Как тоскливо осознавать, сколько лет потеряно в блуждании по лабиринту, из которого нет выхода. Сколько возможностей развернуть свою судьбу к радости и успеху упущено.
Хочу признаться. Я понимаю, что взялся за невыполнимую задачу. Такой тренинг нельзя описать, его можно только пройти. Точнее прожить, приобретя на выходе свои осознания, свои новые мысли, свои новые поступки.
Но о некоторых моментах не могу не написать.
Это идеи, высказанные Борисом в ходе диалога с участниками.
Откуда берется несчастливая судьба ?
Она основана на том, что у человека в первые годы жизни не сформировалась базовая уверенность в том, что он нужен, важен в этом мире. Ребенок недополучил материнской и отцовской любви. И вышел во взрослую жизнь не имея базового навыка - умения любить (в первую очередь - себя !) , строить эмоционально близкие отношения.
Сценарий вызывает нарушения сразу в нескольких сферах личности.
Нарушение эмоциональной сферы - подстройка под требования окружающих. Условие - ты будешь принят близкими, если примешь их требования к тебе. В результате эмоции подавлены или носят однобокий характер.
Например, у застенчивого человека лицо зажато - чем меньше информации я несу вовне, тем безопаснее для меня.
Когнитивная (познавательная) сфера - не развита. Ведь родители думали за ребенка, приуменьшали его умственные способности.
Волевая сфера - решения принимали за ребенка, значит нет своего опыта ошибок, навыка набивания шишек и понимания что это норма, если хочешь достичь цели. Отсюда страх начать свое дело, страх перед неудачами.
Мотивационная сфера - "Хочу" было заменено "Надо". Мотивация достижения заменена на мотивацию избегания. Буду делать, чтобы отстали, не наказали... В итоге в душе пустота. "Я не знаю, чего хочу".
Вариантов несколько.
Например - решение: "такой, какой я есть я никому не нужен". В итоге, во взрослой жизни такой человек
отказывается от отношений с теми, кто нравится, в пользу тех, кто пренебрегает, предъявляет претензии, проявляет агрессию. Вы уже поняли - такого человека выбирают партнеры, а не он их.
Раз я такой, как есть, не нужен, значит мне нужно стать тем, какой я нужен ! Это называется адаптивность. К примеру, родители внушают, что в жизни нужно обязательно добиться достатка. И вот человек стремится к внешним атрибутам социального успеха: "мне нужна машина, дом, престижная работа. Мне нужны деньги." А на тренинге я слышу от успешного бизнесмена что деньги есть, а в душе пустота. Нет цели, непонятно для чего просыпаться по утрам.
Есть и другой вариант. У меня в душе страх быть отверженным близкими ?
Есть решение - чтобы не бросили меня, я ухожу сам. Без предупреждения.
Ну а принятое решение нужно подтверждать.
И вот я подвожу партнеров, медлительно выполняю дела, медленно разговариваю. Для чего ? Да, для того, чтобы вызвать раздражение партнера. Получить зацепку для обиды.
Подтвердить свое решение - "я, такой, какой есть, никому не нужен !"
День за днем я коплю критическую массу обиды - и разрываю отношения.
А в книге своей судьбы ставлю еще один черный крестик: "и этот (эта) на меня набросился".
Бывает и по - другому - я пристально наблюдаю за окружающими. И нахожу признаки предательства - в друзьях, коллегах, в их неудачных поступках, фразах. Я гневно обличаю их, разрываю отношения. И остаюсь в одиночестве.
Несколько слов о самооценке.
По словам Бориса - это ключевой элемент сценария.
И здесь важно как ты сам оцениваешь себя а не другие.
Прочитайте эту фразу еще раз. Я не сразу осознал ее глубину.
Рождается самооценка от отношения к ребенку родителей, их оценки.
Есть две разновидности самооценки:
Самооценка Я + (стабильная)
Я+ если ....есть статус, деньги, успех, семья, дети... (нестабильная)
Я+ - человек принимает себя таким, какой он есть. И другого воспринимает таким, какой он есть, позволяет ему быть другим.
Я+ если - человек перекладывает список требований к себе на других людей, не разрешает им отличаться от себя. Оценивает их по своей шкале.
Говорили мы о стратегии и тактике работы со сценарием.
Ведь есть хорошая новость - сценарий победим !
И о психотравме говорят спокойно, когда она проработана.
Стратегия - укрепление самооценки.
Одна из основных задач - разрушить линейную зависимость: степень довольства
мамы (папы...) - уровень моей самооценки. Задача - уйти из- под оценки ! Избавиться от внутреннего надсмотрщика. Выкурить его из своей головы.
Обиды, негативные эмоции нужно проговорить с родителями (написать им, если трудно) - чтобы избавится от этих обид.
Перестать предъявлять к себе нереальные требования. Учиться понимать свои потребности.
Отслеживать негативные эмоции, анализировать и переписывать их в дневнике.
Решить проблему одиночества. Чтобы стать нужным другим стать нужным себе.
Начать отстаивать свои интересы, не боясь отвержения.
Создавать общение с близкими на паритетных (равных) началах.
Начать демонстрировать свои эмоции, давать партнеру обратную связь .
Развивать свою эмоциональную сферу - начать рисовать, петь, танцевать.
Большим осознанием для меня стал вопрос Бориса, который он регулярно повторял, обращаясь к участникам
Для чего тебе это нужно ? (после описания сложностей в отношениях, труде, общении с близкими)
И резюме: каждый здесь живет ровно так, как его это устраивает - в соответствии со своими психологическими механизмами. Если бы вы хотели другого, то уже изменили бы ситуацию.
Не очень радостное известие ?
Я то уверен, что стремлюсь к легкой, свободной, своей жизни.
А оказывается, что сам хочу тех "случайных" неприятностей, которые происходят со мной.
Да, вести нерадостные . Но и позитивные одновременно. Раз "Я" хочу то Я могу захотеть сделать по-другому !
Как пошутил Борис, "жить так, чтобы не нужно было бодрить, чтобы без пендаля двигаться вперед широкими шагами".
И еще один вопрос не дает мне покоя.
Такое чувство, что он задан конкретно мне. И теперь будет задаваться каждый день.
Вопрос этот: "Почему ты посередине ????" (про профессиональное развитие).
Как- будто Дядя Сэм с известного плаката тычет пальцем.
За два дня мы проработали много тем: технология конструктивной критики, законы построения близких отношений, основы успеха в своем деле, бизнесе, биохимия любви, эмоциональный симбиоз, экзистенциальные позиции... всего не перескажешь.
Не перескажешь и стиль ведения тренинга Бориса - глубокие мысли среди мягкого, умного юмора. Временами казалось, что не перепрограммирование человеческих судеб происходит, а дружеская беседа. О мастерстве тренера говорили лишь быстрота анализа ситуации и выводов. Да еще уровень успешности. Ведь научить может тот, кот сам достиг своего результата.
Для меня как тренера было важно услышать еще одни слова Бориса, адресованные одному из участников:
"Ты в психологию пришел, чтобы понять что делать дальше. Ждешь прямого ответа от меня - не скажу, ты должен найти сам".
Так я вижу задачу тренера и психолога - мотивировать человека найти свое решение, свой ответ на загадку своей жизни. Самому написать ее картину. Так я вижу свою задачу как человека - создавать свой смысл жизни. Помните про "цель жизни должна выходить за ее пределы" ? И об этом мы говорили и у этой фразы оказался еще один смысл...
И здесь уместны слова С.Джобса, приведенные Борисом:
"У вас получится, просто привыкните к этой мысли".
Завершу обзор своих открытий словами из песни Сергея Галанина и Константина Кинчева.
Теперь я лучше понимаю о чем она.
Помнишь ли ты любовь?
Знаешь ли, как уронить это слово в песок,
Чтобы волна не стерла его?
Холодное море слезой поливает цветок.
Хей! Помнишь ли ты любовь?
Ищешь ли ты любовь?
Сможешь ли спрятать в сугроб эту теплую фразу,
Чтобы прицел, патроны, курок
Не продали рваную душу по третьему разу?
Хей! Ищешь ли ты любовь?
Хей! Ищешь ли ты любовь?
Веришь ли ты в любовь?
Отпустишь как птицу ее в далекие страны?
Утром тоска пьет нашу кровь,
А вечером сердце целуют смертельные раны.
Хей! Веришь ли ты в любовь?
Хей! Ищешь ли ты любовь?
Хей, Помнишь ли ты любовь?
Хей, Помнишь ли ты любовь?
Спасибо !
Алексей Чащихин,
7 -11 августа 2012 года
Похожие материалы
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.