• Личный кабинет
  • Ваша корзина пуста
Меню
Назад » » » 2012 » Август » 8

Помнишь ли ты любовь? Тренинг "Метафора" Бориса Литвака (Алексей Чащихин)

Вечером 5 августа я вернулся с тренинга "Метафора" Бориса Михайловича Литвака.
Что я привез с собой ? Что сумел понять и принять ? 

Попробую разобраться.

Что я знал о тренинге до участия ? 
Это тренинг сценарного перепрограммирования, основанный на сценарной теории Эрика Берна в интерпретации М.Е. и Б.М. Литвака. 
Он основан на заслушивании метафорических историй, сказок, написанных участниками до тренинга.
Тренер, анализируя содержание сказок каждого участника, показывает ему и другим участникам как сценарий мешает жить.

Сухо звучит ? Сухо. 
Внешне все просто ? Да, ничего яркого и неожиданного.

Так вот. Реально для меня это была БОМБА.
Которая взрывалась где - то внутри с каждой услышанной историей жизни.
Взрывалась 20 часов, 2 дня подряд.
Взрывалась так, что ком в горле мешал дышать, а бьющийся пульс я иногда чувствовал в каждой клетке тела.
Взрывалась так, что в перерывах я подходил к людям, жал им руку, смотрел в глаза: "Спасибо тебе ! То, о чем ты говорил, я тоже испытал. С тобой я снова пережил это. С тобой, видя твои слезы, и сам едва сдерживая свои, я учился отпустить темноту, сбросить мельничный жернов с души и жить своей, свободной жизнью. Ты не один ".
Я вернулся немного другим.

Но вернемся к тренингу.

Мы рассматривали сценарий жизни как алгоритм мышления и поведения.
В основе которого - детское сценарное решение.

На входе Борис упомянул, что сценарная теория позволяет понять что события жизни не случайны.
И по завершении я получил массу биографического материала, подтверждающего это.

И еще я увидел что важно как конкретный ребенок воспринимал события. 
И это более важно чем условия среды
Даже в одинаково агрессивной среде общения разные дети принимают разные решения - сами. 
Поэтому дети у одних родителей могут быть разными - по характеру и судьбе.


Человек стремится к тем эмоциям, которые испытывал в детстве. Действие этого закона я наблюдал, слушая биографии участников. Как легко читать механизмы человеческой судьбы со стороны ! Наблюдая, как мастер извлекает занозу за занозой из человеческой души. Как меняются лица. На напряженных появляется улыбка - сначала неуверенная, потом свободнее, шире. И хочется сказать : "Улыбайся, это так красиво и заразительно !". И как сложно увидеть, понять, осознать свой сценарий ! Как тоскливо осознавать, сколько лет потеряно в блуждании по лабиринту, из которого нет выхода. Сколько возможностей развернуть свою судьбу  к радости и успеху упущено.

Хочу признаться. Я понимаю, что взялся за невыполнимую задачу. Такой тренинг нельзя описать, его можно только пройти. Точнее прожить, приобретя на выходе свои осознания, свои новые мысли, свои новые поступки.

Но о некоторых моментах не могу не написать.
Это идеи, высказанные Борисом в ходе диалога с участниками.

Откуда берется несчастливая судьба ?
Она основана на том, что у человека в первые годы жизни не сформировалась базовая уверенность в том, что он нужен, важен в этом мире. Ребенок недополучил материнской и отцовской любви. И вышел во взрослую жизнь не имея базового навыка - умения любить (в первую очередь - себя !) , строить эмоционально близкие отношения.

Сценарий вызывает нарушения сразу в нескольких сферах личности.

Нарушение эмоциональной сферы - подстройка под требования окружающих. Условие - ты будешь принят близкими, если примешь их требования к тебе. В результате эмоции подавлены или носят однобокий характер.
Например, у застенчивого человека лицо зажато - чем меньше информации я несу вовне, тем безопаснее для меня.

Когнитивная (познавательная) сфера - не развита. Ведь родители думали за ребенка, приуменьшали его умственные способности.

Волевая сфера - решения принимали за ребенка, значит нет своего опыта ошибок, навыка набивания шишек и понимания что это норма, если хочешь достичь цели. Отсюда страх начать свое дело, страх перед неудачами.

Мотивационная сфера - "Хочу" было заменено "Надо". Мотивация достижения заменена на мотивацию избегания. Буду делать, чтобы отстали, не наказали... В итоге в душе пустота. "Я не знаю, чего хочу".

Как может неприятие ребенка отцом и матерью повлиять на его судьбу ?


Вариантов несколько.
Например -  решение:  "такой, какой я есть я никому не нужен". В итоге, во взрослой жизни такой человек
отказывается от отношений с теми, кто нравится, в пользу тех, кто пренебрегает, предъявляет претензии, проявляет агрессию. Вы уже поняли - такого человека выбирают партнеры, а не он их.

Раз я такой, как есть, не нужен, значит мне нужно стать тем, какой я нужен ! Это называется адаптивность. К примеру, родители внушают, что в жизни нужно обязательно добиться достатка. И вот человек стремится к внешним атрибутам социального успеха: "мне нужна машина, дом, престижная работа. Мне нужны деньги." А на тренинге я слышу от успешного бизнесмена что деньги есть, а в душе пустота. Нет цели, непонятно для чего просыпаться по утрам.

Есть и другой вариант. У меня в душе страх быть отверженным близкими ?  
Есть решение - чтобы не бросили меня, я ухожу сам. Без предупреждения.

Ну а принятое решение нужно подтверждать.
И вот я подвожу партнеров, медлительно выполняю дела, медленно разговариваю. Для чего ?  Да, для того, чтобы вызвать раздражение партнера. Получить зацепку для обиды.
Подтвердить свое решение - "я, такой, какой есть, никому не нужен !"
День за днем я коплю критическую массу обиды - и разрываю отношения. 
А в книге своей судьбы ставлю еще один черный крестик: "и этот (эта) на меня набросился".

Бывает и по - другому - я пристально наблюдаю за окружающими. И нахожу признаки предательства - в друзьях, коллегах, в их неудачных поступках, фразах. Я гневно обличаю их, разрываю отношения. И остаюсь в одиночестве.

Несколько слов о самооценке.
По словам Бориса - это  ключевой элемент сценария.

И здесь важно как ты сам оцениваешь себя а не другие.

Прочитайте эту фразу еще раз. Я не сразу осознал ее глубину.

Рождается самооценка от отношения к ребенку родителей, их оценки.

Есть две разновидности самооценки:
Самооценка Я +  (стабильная)
Я+ если ....есть статус, деньги, успех, семья, дети... (нестабильная)

Я+  - человек принимает себя таким, какой он есть. И другого воспринимает таким, какой он есть, позволяет ему быть другим.
Я+ если - человек перекладывает список требований к себе на других людей, не разрешает им отличаться от себя. Оценивает их по своей шкале.


Говорили мы о стратегии и тактике работы со сценарием.
Ведь есть хорошая новость - сценарий победим !

И о психотравме говорят спокойно, когда она проработана.

Стратегия - укрепление самооценки.
Одна из основных задач - разрушить линейную зависимость: степень довольства 
мамы (папы...) - уровень моей самооценки. Задача - уйти из- под оценки ! Избавиться от внутреннего надсмотрщика. Выкурить его из своей головы.

Обиды, негативные эмоции нужно проговорить с родителями (написать им, если трудно) - чтобы избавится от этих обид.
Перестать предъявлять к себе нереальные требования. Учиться понимать свои потребности. 
Отслеживать негативные эмоции, анализировать и переписывать их в дневнике.
Решить проблему одиночества. Чтобы стать нужным другим стать нужным себе.
Начать отстаивать свои интересы, не боясь отвержения.
Создавать общение с близкими на паритетных (равных) началах. 
Начать демонстрировать свои эмоции, давать партнеру обратную связь .
Развивать свою эмоциональную сферу - начать рисовать,  петь, танцевать. 

Большим осознанием для меня стал вопрос Бориса, который он регулярно повторял, обращаясь к участникам
 
Для чего тебе это нужно ? (после описания сложностей в отношениях, труде, общении с близкими)

И резюме: каждый здесь живет ровно так, как его это устраивает - в соответствии со своими психологическими механизмами. Если бы вы хотели другого, то уже изменили бы ситуацию.

Не очень радостное известие ? 
Я то уверен, что стремлюсь к легкой, свободной, своей жизни. 
А оказывается, что сам хочу тех "случайных" неприятностей, которые происходят со мной.
Да, вести нерадостные . Но и позитивные одновременно. Раз "Я" хочу то Я могу захотеть сделать по-другому !

Как пошутил Борис, "жить так, чтобы не нужно было бодрить, чтобы без пендаля двигаться вперед широкими шагами".

И еще один вопрос не дает мне покоя. 
Такое чувство, что он задан конкретно мне. И теперь будет задаваться каждый день.
Вопрос этот: "Почему ты посередине ????" (про профессиональное развитие).
Как- будто Дядя Сэм с известного плаката тычет пальцем.

За два дня мы проработали много тем: технология конструктивной критики, законы построения близких отношений, основы успеха в своем деле, бизнесе, биохимия любви, эмоциональный симбиоз, экзистенциальные позиции... всего не перескажешь. 

Не перескажешь и стиль ведения тренинга Бориса - глубокие мысли среди мягкого, умного юмора. Временами казалось, что не перепрограммирование человеческих судеб происходит, а дружеская беседа. О мастерстве тренера говорили лишь быстрота анализа ситуации и выводов. Да еще уровень успешности. Ведь научить может тот, кот сам достиг своего результата.

Для меня как тренера было важно услышать еще одни слова Бориса, адресованные одному из участников:
"Ты в психологию пришел, чтобы понять что делать дальше. Ждешь прямого ответа от меня - не скажу, ты должен найти сам".

Так я вижу задачу тренера и психолога - мотивировать человека найти свое решение, свой ответ на загадку своей жизни. Самому написать ее картину. Так я вижу свою задачу как человека - создавать свой смысл жизни. Помните про "цель жизни должна выходить за ее пределы" ? И об этом мы говорили и у этой фразы оказался еще один смысл...

И здесь уместны слова С.Джобса, приведенные Борисом: 
"У вас получится, просто привыкните к этой мысли".


Завершу обзор своих открытий словами из песни Сергея Галанина и Константина Кинчева. 
Теперь я лучше понимаю о чем она.

Помнишь ли ты любовь?
Знаешь ли, как уронить это слово в песок,
Чтобы волна не стерла его?
Холодное море слезой поливает цветок.

Хей! Помнишь ли ты любовь?

Ищешь ли ты любовь?
Сможешь ли спрятать в сугроб эту теплую фразу,
Чтобы прицел, патроны, курок
Не продали рваную душу по третьему разу?

Хей! Ищешь ли ты любовь?
Хей! Ищешь ли ты любовь?

Веришь ли ты в любовь?
Отпустишь как птицу ее в далекие страны?
Утром тоска пьет нашу кровь,
А вечером сердце целуют смертельные раны.

Хей! Веришь ли ты в любовь?
Хей! Ищешь ли ты любовь?
Хей, Помнишь ли ты любовь?
Хей, Помнишь ли ты любовь?
Спасибо !

Алексей Чащихин,
7 -11 августа 2012 года
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]