• Личный кабинет
  • Ваша корзина пуста
Меню
Назад » » » 2010 » Ноябрь » 5

Почему мы называем это "системой Литвака" (Китаева Г.)

   Заранее хочу сказать, что в данной заметке я высказываю своё личное мнение (ИМХО). 

   Что позволяет нам говорить о "системе" в психологии, о методике? Ряд правил, приёмов, упражнений, наличие каких-то общих закономерностей?.... Например - "системные расстановки", или - "холотропное дыхание". 

   С одной стороны, "система Литвака" - это система жизненных установок, философская и мировоззренческая, ценностная. Это стратегия жизни. Система содержит ряд техник и приёмов, однако применить эти методы и приёмы будет затруднительно, не поменяв сначала свои взгляды и своё отношение к некоторым жизненно - важным и значимым вещам (авторские методики "Психологическое айкидо", "Сценарное перепрограммировние", "Развитие психологического слуха", «Целенаправленное моделирование эмоций», «Интеллектуальный транс»)

    С другой стороны, "система Литвака" - это система знаний, основанная на совокупности многих других знаний: медицина, психология, философия, логика, история, литература и пр.Плюс обязательная физическая подготовка.
    Система знаний о законах природы."Если законы природы нарушать - законы природы тебя убьют. Ты умрёшь. Если нарушишь закон тяготения, и высунешься слишком далеко из окна 8-го этажа...Расплата последует немедленно.
Если нарушить законы психологии - расплата придёт, но намного позже, чем произошло нарушение. И поэтому увидеть связь будет трудно" (М.Е.Литвак).
    Мы изучаем теорию потребностей, психологическое здоровье (А.Маслоу, К. Хорни), приоритеты отношений, треугольник судьбы, трансактный и сценарный анализ (Э.Берн).  На семинарах личностного роста М.Е. Литвака идет тренинг мышления : "Мозг — это мышца. Его тоже надо тренировать."  Как тренировать мозг? Думать. Писать. Развиваться. Двигательные и ролевые игры, упражнения на семинарах-тренингах Литвака используются в редких случаях, как правило - при разборе конкретных ситуаций участников.  "Ну что ж, перейдём к практике. Хотя нет ничего практичнее хорошей теории" (М.Е.Литвак)

    В книге М.Е.Литвака "Принцип сперматозоида" и в других книгах - дан ряд рекомендаций, как принимать решения в тех или иных случаях. Цель - удовлетворение своих потребностей и интересов, без ущемления интересов партнёров. Есть система знаний, как это грамотно сделать, и есть возможность решить, как это сделать в каждом конкретном случае.

Как добиться успеха в жизни?
Как наладить общение?
Как грамотно выходить из конфликта?
Как научиться жить радостно, без разрушительных стрессов?

      Законы природы, если жить с ними в ладу, дают возможность каждый раз правильно делать выбор в различных жизненных ситуациях.

   Какова формула безусловной любви?
   Что такое "игры", как из них выходить?
   Из чего складывается судьба, сценарий жизни? И так далее.

.... Ещё несколько слов о "системе Литвака-2" 

"Система Литвака" базируется на  когнитивном гуманистическом походе в психологии, на методах индивидуальной психологии,  на теории трансактного  и сценарного анализа.

Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий когнитивные, т. е. познавательные, процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами логического мышления, способности к принятию решений, внимания, чувств, представления информации, воображения, памяти.

Когнитивно-поведенческий подход объясняет психологические проблемы, как следствие некорректной переработки поступающей в мозг информации. В результате, человек делает ошибочные умозаключения и оказывается не в состоянии эффективно управлять своим поведением. В основу когнитивно-поведенческогоподхода положена коррекция ошибочных умозаключений, что позволяет изменить отношение к проблемным реакциям и исправить поведенческие ошибки.

Когнитивно-поведенческий подход предполагает, что проблемы человека вытекают из искажений реальности, основанных на неправильных представлениях, которые, в свою очередь, возникли в результате неправильного научения в процессе развития личности. Терапия заключается в поиске искажений в мышлении и в обучении альтернативному, более реалистичному способу восприятия своей жизни.

Когнитивный подход к эмоциональным расстройствам изменяет взгляд человека на себя и свои проблемы. Отказавшись от представления о себе как о беспомощной жертве обстоятельств, человек получает возможность увидеть в себе существо, как склонное рождать ошибочные идеи, так и способное отучиться от них или исправить их. Только определив и исправив ошибки мышления, он станет жить на более высоком уровне самореализации.

Индивидуальная психология Адлера – методика психотерапии, разработанная А. Адлером на основе теории З. Фрейда и идей гуманистической психологии. В его индивидуальной психологии в центре внимания стоит проблема целеориентированности поведения человека, осмысленности жизни.

В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. 

Предмет изучения : уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни. Изучает здоровье, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации».

Основные методологические принципы и положения
1. Человек целостен и должен изучаться в его целостности.
2. Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев (case study) не менее оправдан, чем статистические обобщения.
3. Человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире - главная психологическая реальность.
4. Человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека.
5. Человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы.
6. Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе.
7. Человек есть активное, интенциональное, творческое существо. 

Истоки этих идей в философских традициях гуманистов Возрождения, французского Просвещения, немецкого романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.

Основной областью практического приложения гуманистической психологии выступает психотерапевтическая практика: недирективная психотерапия К. Роджерса (Человеко - центрированный подход в психотерапии) и логотерапия  В. Франкла относятся к числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем.

Трансактный анализ (ТА), как одно из современных направлений в психологии и психотерапии, базируется на принципах  когнитивного гуманистического походе в психологии, на методах индивидуальной психологии. Идеология ТА отличается от идеологии традиционной психиатрии на этапе его возникновения как психотерапевтического подхода, созданного калифорнийским ученым и врачом- психиатром Эриком Берном, тремя посылами:

1.     Люди от рождения являются душевно здоровыми

2.  Даже переживая эмоциональные затруднения, люди тем не менее остаются разумными, полноценными человеческими существами

3.   Любые эмоциональные затруднения разрешимы при условии верного подхода и адекватного знания.

ТА переключает внимание в того, что внутри человека на то, что происходит между людьми, и что действительно бывает не в порядке.


(Галина Китаева, 5 ноября 2010)

--------------------
* Немного о мозге и мышлении:
Человеческое тело образовано огромным количеством клеток. Они группируются друг с другом, образуя ткани. Существуют четыре основных вида тканей : эпительнвая (кожа),  соединительная (кости), мышечная и нервная.  Специализация клеток и сочетание различных тканей дают начало органам. Некоторые органы сами по себе выполняют определённые функции, а некоторые - образуют систему. Центральная нервная система представлена органами, расположенными в полости черепа (головной мозг) и позвоночном канале (спинной мозг).
(Анатомия и физиология человека. М. Омега, 2007, перевод с испанского - Е.В.Андреева, Paramon Ediciones S.A.-2006)


   Мышление - функция мозга. Как и другие психические процессы (память, внимание, воля, воображение...) мышление необходимо тренировать. Изучать логику, философию, читать, думать, учиться, творить...
 

 

 

 
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]