• Личный кабинет
  • Ваша корзина пуста
Меню
Назад » » » 2013 » Апрель » 11

ОПЫТ ДУРАКА - 3 (Каримов Олег)

Захотелось ещё раз перечитать книгу Йен Стюарт и Вэнн Джойнс «Как мы пишем историю своей жизни», раздел  «Сценарий жизни», т.к. у меня появились вопросы.

Мне нравится фраза, правда не помню чья она - «выход там же, где и вход». На мой взгляд важно понимать природу возникновения сценария, чтобы выйти из него. Я хочу понять, что со мной происходит. Если сравнить себя с машиной, то я сломался, и перестал ехать. Я хочу найти причину, провести капитальный ремонт.

Раздел, посвящённый сценарию жизни, начинается так:

«Повесть вашей жизни уже написана, и написана она вами. Вы начали писать ее с момента рождения. К четырем годам вы решили, каким будет в общих чертах ее сюжет.

К семи годам ваша повесть была в основном завершена. С семи до двенадцати вы шлифовали ее, добавляя то тут, то там некоторые детали. В подростковом возрасте вы пересмотрели свою повесть, придав ей более реалистичные черты.

Как и любое другое повествование, повесть вашей жизни имеет начало, середину и конец. В ней есть свои герои и героини, злодеи и второстепенные персонажи. В ней есть основной сюжет и побочные сюжетные линии. Она может быть комичной или трагичной, захватывающей или скучной, воодушевляющей или бесславной.

Теперь, будучи взрослыми, вы уже не помните о том, как начинали писать свою повесть. Возможно, вы не подозревали до сего момента, что писали ее вообще. Но даже не сознавая этого, вы, скорее всего, воспроизводите ее в своей жизни – повесть, которую сочинили много лет назад. Эта повесть представляет собой сценарий вашей жизни, жизненный сценарий».

Для себя я понял следующее:

1.     Родился ребёнок. «Мышление ребёнка» отличается от «мышления взрослого». «Мышление ребёнка» основано на анализе чувств, «мышление взрослого» основано на анализе фактов. Ребёнок познаёт окружающий его мир через свои ощущения и чувства при взаимодействии, взрослый же через факты. «Каков мир вокруг? Какой я?» ребёнок может узнать только через своё взаимодействие с окружающим его миром и, конечно, родителями.

«Эмоциональный опыт младенца включает в себя чувства ярости, крайней зависимости, ужаса и экстаза. Свои ранние решения он принимает в ответ на возникновение этих чувств. Не удивительно, что его решения носят зачастую экстремальный характер». Детские решения – это эмоциональные решения. Эти решения тщательно не обдумываются. Проверяются эти решения так же на уровне эмоций и чувств. Эти ранние решения принимаются ребёнком ещё до того, как он начинает говорить.

2.    Родители. Родители для ребёнка как Боги. Они удовлетворяют все его потребности, от них зависти будет ребёнок жить или нет. Ребёнок полностью зависит от родителей.

3.    Каким будет сценарий (план жизни) является следствием детских решений. Это решения относительно себя, окружающих людей и мира в целом. Эти решения принимает сам ребёнок на основе своего раннего опыта взаимодействия с миром. Родители не могут заставить ребёнка принять те или иные решения, но могут оказать на них значительное влияние. Влияние заключается в том, что они постоянно общаются с ребёнком, а значит, передают ему вербальные и невербальные послания.

Есть четыре основополагающие позиции (экзистенциальные позиции):

1. Я ОК, ты ОК;
2. Я не-ОК, ты ОК;
3. Я ОК, ты не-ОК;
4. Я не-ОК, ты не-ОК.

Ребёнок принимает первую позицию, если находит (делает вывод на уровне чувств), что его любят и рады его существованию. Он решает, что родителей можно любить и им можно доверять, а впоследствии распространяет этот взгляд на людей в целом. Ребёнок мыслит от частного к общему (мама меня любит à женщинам можно доверять). Если ребёнок принимает первую позицию, то большая вероятность того, что в детстве он напишет такую историю (сценарий жизни) для себя и выберет такие стратегии поведения, в результате чего он будет получать удовольствие от жизни.

Если он примет вторую, третью или четвёртую позицию, то вот тут начинаются «проблемы».

Берн писал: "В основе каждой игры, каждого сценария и каждой человеческой судьбы лежит одна из этих четырех фундаментальных позиций". В книге написано: «Берн считал, что "...позиция принимается в раннем детстве (от трех до семи лет) с тем, чтобы оправдать решение, основанное на более раннем опыте". Иными словами, по Берну, сперва идут ранние решения, а затем ребенок принимает жизненную позицию, создавая тем самым картину мира, которая оправдывает ранее принятые решения». У Клода Стайнера другая точка зрения. Я понял для себя так: если ребёнок принимает решения от частного к общему, то значит, сначала он выносит частные суждения, основанные на опыте своих чувств и ощущений при взаимодействии с миром и родителями. А уже потом объединяет свои частные суждения и принимает одну из четырёх основополагающих позиций.

Зачем ребёнок принимает такие важные решения? Для чего они ему? Я понял так, что эти решения ему необходимо принять, чтобы сориентироваться в этом мире. Сориентироваться и понять, как удовлетворить свои потребности. Для того, чтобы разработать стратегию удовлетворения своих потребностей.

Так же у меня сложилось следующее понимание. Для ребёнка важно ощущать, что такой, какой он есть, он нужен и важен для родителей. Ребёнок хочет получать безусловную любовь и внимание. Это фундаментальная потребность для ребёнка. Если эта потребность не удовлетворяется, то ребёнок подстраивается под родителей, чтобы получать то, что он хочет. Т.е. он считает, что меня будут любить (давать внимание, давать поглаживания), если я буду выполнять определённые условия родителей. Но потребность в безусловной любви остаётся неудовлетворённой, и она никуда не исчезает. Ребёнок успокоится, когда почувствует, поймёт, что «Я ОК без условий».

Я так и не понял, всегда ли ребёнок в детстве «пишет» сценарий своей жизни? Это один из этапов развития? Или что это?

Пусть будет так, что все дети пишут сценарий своей жизни. Я понял так, что когда потребность в безусловной любви и внимании от родителей у рёбёнка остаётся неудовлетворённой, то это сказывается на написании его сценария жизни. Ребёнок придумывает свой сценарий так, что в развязке сценария (в его конце) родители его полюбят. Он использует этот этап развития для того, чтобы завершить предыдущий. Возможно, я не прав. Это я так понял.

«Ребенок составляет именно определенный план своей жизни, а не просто общие представления о мире. Согласно данной теории, этот план составляется в форме некой театральной постановки с ясно обозначенными началом, серединой и концом.

Другой отличительной особенностью теории сценария служит утверждение, согласно которому план жизни "завершается так, как было решено с самого начала". Когда малое дитя пишет сценарий своей жизни, оно пишет также концовку этого сценария. Все остальные части сюжета, начиная с вводной сцены и далее, планируются таким образом, чтобы привести к этой заключительной финальной сцене.

Сценарий предлагает магическое решение основного вопроса, который остался не решен в детстве: как добиться безусловной любви и принятия. Нам довольно трудно избавиться от такого рода магических представлений во взрослом возрасте, так как в детстве мы часто отождествляли себя со сказочными персонажами, и в нашей фантазии запечатлелось, что если мы сможем уподобить ход своей жизни сказке, то в конце ее также сможем "с тех пор жить счастливо".

Проблема, однако, состоит в том, что сказки вводят детей в заблуждение. Они учат, что если ты хочешь, чтобы с тобой случилось что-то хорошее, нужно сперва заслужить это, побывав в роли достаточно серьезной жертвы.

Например, если вы хотите выйти замуж за принца, перед вами открывается ряд любопытных возможностей. Вы можете тяжко работать, страдая от унижений, а затем сидеть в золе и плакать, ожидая, пока ваша бабушка-фея не соизволит явиться и отправить вас на бал. Или вы можете съесть отравленное яблоко, или уколоть палец об отравленное веретено, а затем ждать, пока не соизволит явиться какой-нибудь парень, который не прочь целовать мертвых женщин, изолированных от общества. Вы так же можете заняться целованием жаб или попытками превращать чудовищ в принцев.

Если вы хотите жениться на принцессе, перед вами открываются не менее привлекательные возможности. Вы можете заняться целованием мёртвых женщин, которые от вас удирают или ведут себя подобно жабам и чудовищам. Если вы хотите, в конце концов, добиться успеха и ладно выглядеть, для начала вам следует стать уродом, и чтобы над вами все смеялись.

Положительное значение сказок состоит в том, что они дают детям ощущение власти и контроля над своей жизнью, когда те ощущают свою полнейшую беспомощность. Они предлагают магическое решение проблемы, которое на самом деле не работает; но эта вера в магию позволяет ребенку, по крайней мере, выжить в ситуации, которая в противном случае представлялась бы ему совершенно безнадежной.

В последующей взрослой жизни Ребенок в нас и дальше верит в магию и пытается заставить ее работать. Если чудо никак не происходит, это может говорить о том, что мы недостаточно страдали и еще не заслужили избавления. Путь к выходу из сценария лежит через отказ от этой веры в совершенное устройство мира. Вместо этого мы можем привлечь к разрешению наших проблем своего Взрослого и выяснить, как удовлетворять эти потребности в мире, где, несмотря на все его несовершенство, есть место для радости и красоты».

Я помню свои детские фантазии:

1. Вечером перед сном, когда у меня было плохое настроение (сейчас я понимаю, что я просто хотел внимания, а сам этого тогда не осознавал), я представлял, что я один, мне становится плохо, я заболеваю, меня кладут в больницу, и там я умираю. И тогда все мои знакомые обо мне вспоминают и говорят «Ах, какой же был ЧЕЛОВЕЧИЩЕ!». А то, что меня уже нет, это не главное, главное, что тогда все обо мне вспомнили. Цель – добиться внимания.

2. Я делаю что-то такое особенное. Никто этого не ожидал от меня. Я всех удивил и получил внимание и признание.

Я сделал вывод, исходя из этих фантазий, что моё детское решение было: «Такой, какой я есть, я не нужен. Со мной что-то не так. Мне суждено остаться одному и умереть в одиночестве». Т.е. меня будут любить, если я буду кем-то другим, а именно «сильным», «совершенным», «и буду радовать маму, т.е. слушаться её». С принятием этого решения, я начал жить «не своей жизнью».

При анализе автобиографии я увидел, как я (веря в свои фантазии и при этом, не видя реальности) хотел добиться безусловной любви и принятия.

Когда я учился в школе, то я много болел. Меня никак вылечить не могли и причины не могли найти. Вроде выздоровел, а через неделю опять в больницу. Один класс заканчивал экстерном. Фантазия №1 - Я понял так, что это был неосознаваемый поиск поглаживаний (внимания) и любви.

Где-то в 12 лет я начал заниматься спортом. М.Е. говорит, что в этом возрасте ребёнку нужны любовь и внимание сверстников. Я думаю, что именно поэтому я перестал болеть. Болезни не поощряются среди сверстников. Тогда было так «кто сильнее, тот и прав». Среди мальчишек нашего класса я имел первый результат в беге, прыжках, подтягиваниях и т.д. Фантазия №2.

Когда я занимался кикбоксингом в институте, то у меня была цель – стать мастером спорта и занять первое место на Чемпионате России. Когда я писал автобиографию, то я эмоционально окрашивал свою цель: «я ведь действительно хотел добиться этого», «я очень этого хотел». Зачем я акцентировал на этом внимание? Потому что этого на самом деле не было. Эта цель была поводом, чтобы доказать, что со мной всё в порядке, чтобы изменить своё детское решение о себе: «Такой, какой я есть, я не нужен. Со мной что-то не так». Конечно, я этого не осознавал. Самое главное в этом то, что я хотел добиться этой цели, пройдя много тяжёлых поединков, обязательно с тяжёлой победой в финале. Я хотел именно так реализовать свою цель. Я не хотел лёгкой победы, я хотел именно трудной победы. 

Только трудная победа для меня что-то значила, т.е. это будет служить достаточным основанием, чтобы изменить решение о себе. Почему-то я считал, что, достигнув этой цели, я буду счастлив. А дальше я ничего не видел. Эта цель ни к чему не была привязана. Я не думал, что будет после этого. Такое ощущение, что на этом всё у меня и заканчивалось. Сейчас я понимаю, что такое ощущение было от того, что тогда мой внутренний ребёнок считал, что он, наконец, докажет, что его можно любить, что тогда те родители из прошлого, которых уже нет, его полюбят. Это будет означать, что со мной всё в порядке. Эта была цель жизни – добиться принятия. Но заняв третье место на Чемпионате России на пятом курсе, я не добился этого «магического освобождения».

Сейчас я понимаю, что такой путь я выбрал именно потому, что я хотел доказать, что со мной всё в порядке. А доказать я это мог, то только пройдя суровое испытание. Именно поэтому я везде находил разного рода трудности, чтобы получить «магическое освобождение». Маленький ребёнок внутри меня верил в то, что «тогда родители меня полюбят, а просто так меня любить не будут».

Всё это я не осознавал. Я думал, что я преследую свои цели. Оказалось, что всё это были сценарные цели – понравиться родителям, добиться принятия.

«Существует еще одна причина, по которой люди так крепко держатся за свои сценарные верования. Предположим, я обнаружил возможность вести себя, думать и чувствовать так, что это не соответствует моему сценарию. В состоянии Ребенка это воспринималось бы мною как отказ от "магического решения", что, по-видимому, уже само по себе нехорошо. Однако это предполагало бы также, что мне придется встретиться лицом к лицу с тем, чего я боюсь, и от чего меня должны были оградить те последствия магии, на которые я до сих пор надеялся.

Когда я принимал свои младенческие сценарные решения, мне казалось, что единственной альтернативой их осуществлению была бы какая-то ужасная неизъяснимая катастрофа. У меня не было ясного представления о том, в чем может заключаться эта катастрофа. Я знал только, что она вселяет в меня ужас. Ее нужно было избежать любой ценой. А единственно известный мне способ избежать ее состоял в том, чтобы неукоснительно следовать принятым мною решениям насчет самого себя, других людей и мира в целом. Каждый раз, когда мне удавалось "подтвердить" верность этих решений, я понижал ощущение вероятности того, что катастрофа эта меня настигнет.

Действуя по сценарию во взрослой жизни, мы продолжаем руководствоваться этой младенческой мотивации. Вот почему люди часто говорят, что им "удобнее" вести себя по-старому, признавая в то же время, что это поведение для них саморазрушительно. Сами того не сознавая, они следуют убеждению: "То, что я делаю, причиняет мне страдание. Но страдание это не идет ни в какое сравнение с той неведомой катастрофой, которая непременно стряслась бы, измени я свое поведение".

Учитывая все вышесказанное становится ясным, почему так важно понимать сценарий с точки зрения работы над собой, изменения собственной личности. Чтобы перестать действовать по сценарию, мне нужно выявить те потребности, которые мне не удалось удовлетворить в детском возрасте. Мне нужно найти способы удовлетворения этих потребностей в настоящем, полагаясь на нынешние мои ресурсы взрослой личности, а не предполагаемое сценарием "волшебное избавление". И мне нужно уверить себя, что освобождение от оков сценарных стереотипов не приведет к той катастрофе, которой я так боялся в детстве.

Чтобы действительно стать взрослым, человеку нужно прожить эту детскую боль и освободиться от нее».

Для меня было вопросом «Как справиться с высокомерием своим? Как перестать желать грандиозного успеха?» Т.е. это та же сценарная цель – понравиться родителям: если я буду иметь грандиозный успех (сделаю что-то особенное), то меня будут любить, а так просто меня любить не будут». Ведь я этим мешаю себе жить. В итоге, устав уже от этого высокомерия, нашлось решение: «Я хочу быть просто обычным человеком! Человеком, который имеет право чего-то не знать, который имеет право ошибаться, который имеет право устать и многое другое». Полегчало.

Причина возникновения идей величия собственной личности. М.Е.: «Когда родители чрезмерно тревожатся по поводу здоровья ребёнка. Когда боятся что ребёнка могут побить, изнасиловать. Когда слишком ограничивают действия ребёнка. Если ребёнка ставить в исключительные условия, то у него и появляется чувство собственной исключительности. А к великой личности нужен особый подход».

P.S. Я для себя вывел критерий: когда цель не ясная, не чёткая и результатом моих действий является что-то светлое, непонятное, а не конкретные выгоды от её достижения, то это сценарная цель, т.е. желание понравиться родителю.



5 вадим  
Олег, как глубоко ты уже зашел в своём развитии. Полный респектабельной тебе. Вадим.

6 Karim  
Спасибо, Вадим! Мне приятно.:)

3 Vera  
Олег, спасибо за статью! Вспомнила благодаря тебе, что у меня тоже в детстве были фантазии и я представляла себя героиней сказок и книг, которые читала. Обычной жизнью не жила уже 5-го класса - все больше книги и почти не было общения со сверстниками, конечно, к школе я училась, но не показывала себя настоящую. Про отстаивание своих границ - я уж и не говорю. Спасибо еще раз, вколыхнились воспоминания! И еще... мне пригодятся мысли про эфемерность цели - значит сценарная и не настоящая.

4 Karim  
Рад, что взяла пользу из статьи.

2 Karim  
Кирилл, спасибо! Мне приятно, что мой конспект был полезен.

1 Кирилл  
Хорошо по сказкам прошелся smile Если чуда не происходит - нужно как следует пострадать. Это очень знакомая игра.

Капец, Олег. Золотая статья!

Для меня ценно: Мне нужно найти способы удовлетворения этих потребностей внастоящем, полагаясь на нынешние мои ресурсы взрослой личности

Чтобы действительно статьвзрослым, человеку нужно прожить эту детскую боль и освободиться от нее.
Последним я занимаюсь на гештальт-группе у Натальи и Ратмира.

Олег, спасибо за отличную структуру и прозрачное, понятное изложение ценных для меня мыслей. Вот бы их подольше помнить!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]