• Личный кабинет
  • Ваша корзина пуста
Меню
Назад » » » 2012 » Сентябрь » 8

Такие разные Internet Service Providers (Пермяков А.)


Прошёл ту часть во 2-й главе The Competitive internet service provider, где нарисован непонятный рисунок с функциями провайдера.:D

Каких крупных провайдеров я знаю: LINX, Telia Sonera, CWW=Cable&Wireless Worldwide, «КДИ»=Коммуникации для инноваций, «Ростелеком», «ТТК»=Транс-телеком, «Мегафон», «МТС», «Билайн», Level 3, Mnogobyte, Globalnet и др.
Какие обменники трафиком я знаю: MSK-IX, W-IX, DE-CIX.

Я узнал, что есть тип провайдеров — Storage Service Provider. Это компании, которые просто предоставляют свои сервера и помещения под кэш. Например, если разместить Google Cache в Воронеже, заключив договор с Google, то можно со всеми провайдерами Воронежской области потом заключить договора, что они платят нам копеечку за доступ к этому Google Cache. Смысл провайдерам в том, что весь трафик до поисковика и до Youtube (а Google купил Youtube) будет идти не через внешние каналы, а через пиринговые стыки (т.е. стыки с другими провайдерами одинакового уровня, а внешние каналы — подключение к интернету через вышестоящих провайдеров, пиринговый стык (peer) — это не доступ в интернет, это доступ из локальных сетей одного провайдера в локальные сети другого провайдера). Соответственно, внешние каналы будут разгружены, можно туда загнать больше другого пользовательского трафика или купить более узкие каналы. Также для провайдера выгода в том, что его пользователи будут довольны — ролики Youtube будут открываться с задержкой в 1-5мс, а не 50-100мс, ведь сигналу чисто физически нужно время, чтобы до сервера добежать, а если сервер в Америке (ну, там и промежуточные маршрутизаторы вносят задержку, когда решают, куда отправлять пакет дальше)?

Есть и специальные провайдеры по доставке контента — CDN=Content Delivery Network. Это то же кэширование на серверах, но серверов много, они географически распределены, и у CDN-провайдера болит голова о том, чтобы организовать маршруты между ними через других провайдеров так, чтобы доставка контента была оптимальной: то, что нужно, туда, где нужно, с максимальной скоростью и т.д. Пример такой крупной компании — Akamai.

В книге The Competitive Internet Provider принят такой подход описания деятельности провайдера:
1. Название.
2. Роли, например, INSP=Internet Network Service Provider, Application Service Provider.
3. Функции, т.е. какие услуги предоставляет провайдер (внешние функции) и что делает для этого (внутренние функции)
4. И кто клиенты провайдера.

По некоторым ролям у меня нет образа перед глазами, что это такое.

Вообще, следует сказать, зачем вся эта классификация провайдеров делается. Всё очень просто — рынок интернет-провайдеров ещё в 2000-е вступил в «зрелую» фазу, начались слияния и поглощения. Даже крупные, магистральные провайдеры начинают предлагать услуги конечным пользователям. Рынок насытился, т.е. уже нет свободных, неподключенных клиентов в крупных городах (где подключать легко). Поэтому идёт битва за клиентов, переманивание, конкуренция возрастает. Для того, чтобы получать дополнительный доход, провайдеры предлагают новые услуги (например, IPTV сейчас уже повсеместно предлагают), и здорово, если в какой-то услуге они смогут выделиться и заметно оторваться от остальных. Вот и изучают, что за услуги есть — классификация услуг.:))


Мне лично для себя не важна структура и классификация услуг провайдеров, поэтом я выпишу разные услуги подряд, плоским списком.
1. INSP=Internet Network Service Provider — это провайдеры в обычном понимании слова, они предоставляют доступ в интернет.
1.1. ENO=End-user Network Operator — выделение реквизитов по DHCP, поддержка DNS-серверов, прокси-сервера для кэширования веб-трафика — т.е. вспомогательные службы для доступа в интернет. Обычно эту роль выполняют ИТ-подразделения компаний (у корпоративных клиентов).
1.2. AISP=Access Internet Service Provider — доступ в интернет конечным пользователям, частным и корпоративным клиентам. Это провайдер в обычном понимании слова.
1.3. BSP=Backbone Internet Service Provider — магистральные операторы, которые не работают с конечными пользователями, а предоставляют доступ в интернет AISP.


2. Storage Service Provider. О них уже говорилось выше. Они предоставляют свои серверы под кэш для популярных ресурсов, другие провайдеры платят за доступ к этому кэшу, т.к. для их клиентов доступ будет быстрее, а также доступ будет через пиринговые сети, а не через более дорогие внешние каналы.
2.1. Это собственно Storage Service Provider. Т.е. только кэш в услугах.
2.2. CDN=Content Delivery Network. Территориально распределённый кэш и организация оптимального доступа к нему через сети разных провайдеров. Akamai Technologies.
2.3. Hosting Service Provider. Предоставление дискового пространства, ресурсов процессора и памяти на серверах, веб-серверах и т.д. Для веб-сайтов и разных других нужд.


3. Information Service Provider. Тут услуги на Application Layer (Layer 7).
3.1. Application Service Provider. Сюда попадут все модные веб-сервисы, SaaS. Пример — «Контур-Экстерн», сдача налоговой отчётности через интернет. Я думаю, сюда и серверы онлайн-игр попадут.
3.2. Retail Provider. Это интернет-магазины, порталы госуслуг и т.п. Разные есть модели: B2C, B2B, C2C и даже C2B (это когда цену назначают покупатели, а продавцы могут с ней согласиться). И B2G, G2B, G2C и т.д., может, и C2G есть.:)
3.3. Content Provider. Это поисковые системы (Google, Yandex), это новостные и развлекательные порталы (weburg.net), и новостные сайты, городские сайты (e1.ru). Это и VoD=Video-on-Demand, т.е. Youtube. Как правило, эти компании зарабатывают на рекламе.
3.4. Communication Service Provider. Это предоставление услуг IP-телефонии (VoIP). А также может быть комбинированная услуга телефонии, чата, icq, может быть, и видеоконференций, а также факса, sms и пр. для компаний, но я с таким не сталкивался, только с IP-телефонией сталкивался. Сюда же относятся предоставление почтовых ящиков и, может быть, отдельных почтовых серверов для компаний.


4. Support Service Provider. Всевозможные вспомогательные услуги.
4.1. ILEC=Incumbent Local Exchange Carrier. Это Layer 2 и Layer 1 услуги последней мили. Типичный пример — «дочки» «Ростелекома», которые владеют оставшейся советской телефонной инфраструктурой. И они могут предоставлять услугу своих телефонных проводов до квартир клиентов INSP, который разместит своё оборудование (например, DSLAM) на территории их АТС. Сейчас в чистом виде таких компаний уже, наверное, не существует.
4.2. Long-Distance Carrier. Это сдача в аренду оптоволокна или отдельных длин волн («лямбд») в волокне WDM. Своё волокно прокладывать долго (по строительству и согласованиям) и дорого, а бывшие государственные монополисты владеют построенной инфраструктурой. «Ростелеком».
4.3. OLO=Other Local Operators. На заре появления интернета в 90-е они были дополнением к ILEC. Те предоставляли Layer 2 и Layer 1 для доступа в интернет, но медленно инвестировали в оборудование для Layer 3. А OLO как раз переводили телефонные звонки модемов в доступ в интернет на Layer 3. Сейчас они уже вымерли. А я сначала думал, что OLO — это предоставление «последней мили» другим INSP.
4.4. IXP=Internet Exchange Points. Эти компании предоставляют помещение, своё оборудование и порты на нём для организации подключений провайдеров друг к другу. В одной точке соберётся подключение множества провайдеров, провайдеры заключат между собой пиринговые соглашения (об обмене трафиком друг с другом), а IXP на своём оборудовании им этот обмен трафиком обеспечит. MSK-IX, W-IX и пр.
4.5. Colocation Provider. «Колокейшн» — это услуги предоставления помещения под оборудование клиента. Казалось бы, зачем это? Но вместе с помещением предоставляются электроэнергия (с резервированием электропитания) и охлаждение. Т.е. это не простое помещение, а место в ЦОД.:)
4.6. Financial Service Provider. Это услуги биллинга, т.е. учёта потреблённых ресурсов в соответствии с тарифом, приёма платежей. Сюда относятся всевозможные платёжные терминалы Qiwi, а также я понимаю, что это что-то вроде ЕРЦ, но нет житейского образа услуг именно по учёту потреблённых ресурсов в ИТ. Обычно же биллинг провайдеры делают сами.
4.7. Consulting Service Provider. Это консалтинг и системная интеграция для провайдеров. Результатом консалтинга является отчёт с рекомендациями. Результатом системной интеграции является внедрение ПО и оборудования.
4.8. Network Component Service Provider. Сюда авторы книги отнесли производителей оборудования и ПО. O_o В пример приводят Cisco и Oracle.
Я бы от себя добавил ещё:
4.9. Call Service Provider. Колл-центры, т.е. помещения, оборудование, ПО, телефоны и штат сотрудников для приёма и обработки звонков.


Уже понятно, что перечисленными услугами варианты возможных услуг провайдеров не исчерпываются. Книга 2006 года, да и рынок динамично развивается.:) Это просто перечень некоторых услуг провайдеров, для расширения кругозора и систематизации взгляда. Почему-то не хотел записывать структурировано, а получилось.

Ну и клиенты, понятно, что они бывают:
1. Частные клиенты.
2. Корпоративные клиенты (коммерческие компании и государственные и муниципальные, и прочие некоммерческие организации).

Вот такой обзорчик.:) Дальше в книге идёт разбор 10 известных компаний по приведённой схеме оказания услуг, его переписывать на буду.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]