• Личный кабинет
  • Ваша корзина пуста
Меню
Назад » » » 2014 » Февраль » 27

Процесс тренинга и работа BitTorrent

Хочу привести пример сравнения тренингов с BitTorrent протоколом, возможно это будет интересно. 

Раньше я думал, что провести тренинг - это просто, собрал людей, выбрал тему и все поехали. Рассказываешь тему и люди сами развиваются.

Но это немного не так. Я несильно разбираюсь в понятии BitTorrent протокола, но думаю этот пример как раз подойдет для метафоры.

BitTorrent (протокол в компьютерных сетях), насколько я понимаю, позволяет быстро скачивать файлы из компьютерной сети. Так как нагрузка на скачивание файла из сети лежит не на одном сервере (выделенном папа-компьютере), а на сети - в скачивании помогают несколько десятков компьютеров, которые обладают исходным файлом и таким образом могут отдавать в сеть  разные частички своего файла одновременно. 

В результате я получаю ускорение загрузки файла, потому как его загрузка идет из нескольких источников одновременно - как ручейки, которые стекаются в одно озеро, организуя мощный приток воды. Также эти ручейки соединены между собой. Примеры таковых водных сетей есть в Западной Сибири. Капелярные сосуды в теле человека организуют такую же сеть.

Но в организации сетевого BitTorrenta есть все же один управляющий сервер - трекер. Он не передает никакие файлы, а только организует сеть - сообщает участникам сети (отдельным компьютерам) общее состояние сети и информацию, о том откуда можно загружать частички файла (надеюсь я правильно говорю).

Без трекера сеть работать не будет - потоки частичек файла пойдут в разнобой и в итоге я не смогу получить весь файл на свой компьютер. Трекер необходим, потому что именно он управляет процессом раздачи файла. 

Таким образом этот протокол действует очень эффективно на мой взгляд - дает результат: увеличение скорости загрузки файла, без увеличения пропускной способности отдельных каналов сети. Большой поток воды подобным образом проходит через сеть мелких ручейков.

Тренинги (опять же с моей точки зрения) технически происходят по схожему принципу - в тренинге все люди обладают уникальными знаниями, навыками, способностями - каждый участник обладает определенным мышлением - не плохим, не хорошим - своим, индивидуальным и полезным. Просто что-то есть у меня, а что-то есть у тебя. Хорошо бы нам с тобой этими знаниями сейчас поделится, хорошо бы научить друг друга.  

То есть выстроить своего рода пирринговую сеть,  в терминологии IT - это одноранговая сеть, где каждый клиент (отдельный компьютер) обладает равными правами, и является одновременно клиентом (ведомая роль, потребитель информации) и сервером (управляющая роль). 

Так вот, люди также выстраивают такую сеть, где каждый участник одновременно является учеником - получает новую информацию от тренера и участников, а также является учителем - передает свое видение, полезные навыки, обратную связь другим участникам , а также тренеру. 



Представляя тренинг таким образом, становится понятна роль тренера в этом процессе - он как тот трекер - управляет процессом обучения участников. Думаю любой профессиональный тренер скажет, что сам учиться многому у своих участников. И все же тренер выступает в тренинге в роли направляющего звена, которое возвращает группу к исходной цели тренинга и к правилам взаимодействия.

Целью обучения может быть:

  • Изучение нового программного продукта.
  • Изучение новой методики работы. 
  • Наработка определенного психологического или бизнес-навыка.
  • Выстраивание партнерских взаимоотношений внутри коллектива
  • Стратегическое управление и т.п.

В свете вышесказанного, становиться ясно, что тренер должен уметь представлять цель тренинга. А также тренер должен уметь оценивать конечный результат тренинга. То есть обладать информацией о конечном продукте, который участник может получить на выходе из тренинга. Так трекер в BitTorrent обладает информацией о конечном размере файла, и других характеристиках файла. 

В тренинге правда такие характеристики как достижение начальной цели не имеют жестких рамок, но могут быть измерены в виде тестирования в конце тренинга, или в виде оценки результатов деятельности участников после тренинга.

Этот пункт подразумевает, что тренер должен быть экспертом в той области, в которой он работает, то есть должен иметь определенные базовые знания в данной прикладной области. 

Почему же тренинги, на мой взгляд, могут быть эффективным инструментом обучения и развития? 

Дело в том, что когда обучение ведет лектор - мы получаем (или пропускаем) информацию только от лектора. Мы используем только способности одного участника группы - лектора.

Если при этом мы начинаем выполнять упражнения по заданию лектора, мы уже получаем больше информации, так как закрепляем полученные знания на практике и пропускаем их через свой опыт - идет уже согласование личного опыта и опыта лектора.

Самое веселое начинается, когда мы обучаемся вместе в группе , когда есть взаимодействие между всеми участниками - информация к нам поступает по сети - от всех участников группы:

  • Я делаю, что-то сам - являюсь примером для окружающих. 
  • Я смотрю на других участников группы - и невольно копирую с них их эффективные модели поведения. 
Такое получается ускоренное, сжатое обучение. Вот почему книги не так эффективны бывают в обучении - всего один источник информации.

Но и тут есть свои подводные камни - для того чтобы начать воспринимать информацию от окружающих и от тренера, необходимо сначала довериться: довериться группе, тренеру.

В этом думаю заключается большая часть работы тренера - в установлении доверительных отношений внутри группы, после этого работа группы ускоряется в разы.

Как это сделать? Примерно также как и в работе трекера: 

  • Необходимо сформировать информацию о конечной цели тренинга (описать файл). 
  • Ввести определенные правила взаимодействия в группе (описать состояние сети).
  • Организовать взаимодействие и перевести послания участников на единый понятный всем язык (объединить несколько компьютеров в единую сеть).

Последний пункт самый сложный - на данном этапе в группе могут возникать конфликты, которые тренер должен уметь разрешать. Возникают они ввиду того, что все мы разные, с разным прошлым, разными вкусами - мы воспринимаем мир по разному - по сути общаемся на разных языках и не готовы с ходу к продуктивной учебе или работе. Связи между участниками группы в начале взаимодействия - слабы, а соответственно на первых порах, эффект взаимодействия проявляется слабо.

Возникновение конфликтов в группе на мой взгляд положительное явление - это показатель того, что участники группы начали притираться друг к другу, взаимодействовать. Хотя может я и ошибаюсь.

Для того, чтобы наладить связи, уходит часть сил тренера и тренер должен планировать такое взаимодействие. Но зато после установления такого контакта, тренер может почти не работать в группе. 

Группа становиться резонирующей сетью - достаточно передать в сеть кусочек информации для обработки - например отработка навыка презентации, или задание по изучения определенного модуля программного продукта. Группа начнет его отрабатывать, самостоятельно, без внешнего вмешательства тренера, это происходит за счет внутренних ресурсов группы. Обучение проходит волной и это увлекательный процесс. Жаль я пока еще так не умею, но учусь.

Распад группы.

После продуктивного взаимодействия группа должна распасться, хотя бы до следующего тренинга. Это важно по нескольким причинам:

  • В группе мы общаемся с большим количеством людей, при этом мы длительный период времени открыты к взаимодействию, то есть воспринимаем мир не только через свою призму, но и через призму участников группы. Это на мой взгляд накладывает определенный стресс, потому как границы личности несколько размываются.
  • В группе обучение человека происходит достаточно интенсивно. Высокая скорость обучения оборачивается высокой энергоотдачей (высокая скорость загрузки файла на компьютер, увеличивает нагрузку на внутренние составляющие компьютера). Поэтому длительное прибывание в групповом процессе утомляет участника.
  • Переживание как входа в новую группу так и выхода из нее, формируют гибкость участника, страх перед новым входом или выходом из коллектива уменьшается. То есть важно уметь не только открываться в группе, но и уметь выходить из группы.

Распад группы происходит следующим образом - каждый участник делиться своим эмоциями, переживаниями и мыслями о прошедшем тренинге, и таким образом отделяется от группы. Я осознаю свой опыт, а соответственно уже могу дальше работать самостоятельно. В BitTorrent сети отдельные компьютеры посылают информацию на трекер, что успешно загрузили файл, и не нуждаются в дальнейшей загрузке файла.

Это очень важно. Без такого разделения, остается ощущение незавершенности взаимодействия и участник может почувствовать фрустрацию в отсутствие других членов группы. Аналогия из компьютерной сети - когда вы уже загрузили файл себе на компьютер, а он, через BitTorrent, продолжает загружать данные, переполняя внутреннюю память.

Интересно, что работу в коллективе можно построить сходным образом - превратить группу людей в команду. На это уходит много времени, но как я предполагаю в команде личность очень быстро развивается, и очень быстро растет эффективность как отдельного участника команды, так и команды в целом. Трекером в такой команде является руководитель. Наверное поэтому М.Е.Литвак и говорит, что главный психолог на предприятии - это руководитель. Именно он налаживает взаимодействие внутри коллектива.

 

P.S. Статья была навеяна мыслями об пользе тренингов и вообще группового взаимодействия. Теперь для меня это всего лишь инструмент, который может хорошо работать. Навыки работы с этим инструментом мне необходимо оттачивать. Но инструмент не является самоцелью. Он только позволяет получить определенный результат. Тем не менее, на мой взгляд, есть множество других эффективных "инструментов", которые могут дать схожую картинку - например работа в интересном коллективе и в интересной вам сфере. Думаю выбор за нами. А как вы считаете?

Ратмир Саяхов. 27.02.2014

16 ramzesone  
Добрый вечер, Вера. Ваши комментарии интересно читать. Вы представляетесь мне очень мудрым человеком. Спасибо что дарите мне свое внимание - с вами интересно общаться.

У меня нет опыта переписки с читателями блога, но я хотел бы с вами познакомится.

13 Tay  
Оп-ОП -ОП!! ПОст 1,4,5,9 - Это не я))) Зашла и удивилась,что я уже тут 4 коммента оставила)Ну да ладно! Если это принесет пользу кому-то ,то Бог в помощь;) (Тау-Татьяна) Здесь сообщаю,что более под ником "Тау" писать не буду, зарегистрируюсь на сайте и этот коммент Тау последний.

14 Tay  
Прошла официальную регистрацию, теперь Tay-это логин. smile

15 ramzesone  
Ок. Теперь буду знать, когда вы пишите, а когда гости.

17 Евгения  
Ратмир, думаю это можно положить в ларчик с манипуляциями:
Татьяна (Тау) (надеюсь, Татьяна, Вы на меня не рассердитесь, что Вас упомяну?) заходила на сайт, читала, с чем-то соглашалась, с чем-то нет, иногда оставляла комментарии под именем "Гость", потом под именем "Тау", но не регистрировалась. Не знаю почему, гадать не буду (не гадалка я))), да это, в данный момент и не имеет значения...
Оставлять комменты будучи незарегистрированным, честно говоря, не просто: надо код вводить, периодически появляется надпись "доступ запрещен" (у меня были такие сложности, когда с работы заходила). И тем не менее Татьяна не регистрировалась. У нее были на это свои причины.
А потом О-ПА! И кто-то попытался "украсть" ее имя!
И благодаря этому у нас на сайте появился зарегистрированный пользователь Тау!
Добровольно!
Мгновенно!
Это, наверное, также можно отнести к совету в статье Иринки про белых обезьян: обращайтесь к человеку по имени, как думаешь, Ратмир?
Нет для человека более сладостного звука, чем звук собственного имени!
Ну, если конечно его зовут не Доздраперма))) Хотя...

18 kornilka  
о, и я об этом думала!

19 Tay  
Жень, я писала под ником Tay и потом под логином Tay, под гостем не писала.Угу,зарегилась экстренно. Это к ответственности- я отвечаю за то,что я пишу и здесь несущественно под паспортным именем или нет. А с другой стороны, ну написал кто-то что-то под чужим именем и даже если под моим....что с того?  Да ничего- по большому счету,это касается только человека,который решил воспользоваться чужим именем. Явно цель какая-то была;)  А код вводить мне приходилось что под ником,что под логином.Зато при регистрации стали доступны функции ответа напрямую в пост и смайлики up

20 Евгения  
Татьяна, прошу прощения, про "Гость" действительно оказалось предположение, ошибочка вышла...

21 ramzesone  
Женя, Я согласен с тобой, ты  верно заметила - можно использовать чужие имена или говорить чужими словами, толкать говорить другого человека - говорить мои слова. Таким образом, можно добиться некоторого эффекта в управлении людьми.

Также ты верно заметила про имена. Для меня назвать человек по имени - это все равно что сказать: "Я признаю тебя как равного". (Спасибо что напомнила мне об этом)

22 ramzesone  
Выигрыш от такого использования имени - это только тактическая победа. А реальную пользу получает тот чье имя использовали - ведь это он обращает внимание на уязвимые места в своем поведении и быстро их закрывает, тем самым становясь более подкованным в общении и в управлении собой.

23 ramzesone  
В ответ на твои мысли даже родилась идея статьи и упражнений в моих занятиях.

24 Евгения  
Ратмир, классно! )))

12 alper  
Ратмир, +100 за сравнение тренинга с торрентами! biggrin :)))))))))))

10 Тау  
Ратмир, вы не ответили, для посещения тренинга, например Б.Литвака или вашего нужна какая либо база знаний?

11 ramzesone  
Нет. Не нужна.

9 Тау  
Зависит от того какой смысл вы вкладываете в слово "развиваться"

5 Тау  
Все 10 человек умеют шить, шить по-разному т.е. уже есть какая-то основа основ. Меня то больше интересует если все придут учиться с нуля, или для посещения тренинга нужна определенная база?

7 ramzesone  
если не умеют шить, ту нужно с простых основ начать. И опять у кого-то лучше получиться один элемент, у кого-то другой.  И есть такая еще особенность. Не знаю с чем она связана - в присутствии других людей, мы стараемся делать лучше, выкладываться больше.

Быстрее выполнять задания, быстрее бежать, быстрее плыть. Вообщем я заметил такую особенность. В одиночестве мотивации меньше на то чтобы выложиться

8 ramzesone  
А как вы считаете - каким способом лучше развиваться?

4 Тау  
А можно ли как то себя познать без посещения тренингов?

6 ramzesone  
Да думаю можно. Можно книгу прочитать полезную, даже не по психологии и что-то из нее понять.

Мне еще пример понравился Александра Пермякова: Делаю свое дело потихоньку, ошибся, а все равно делаю - иду дальше, потом и результаты появились.
Я бы в такой ситуации смог осознать, как на самом деле раздут мой страх ошибки - ну страшно мне идти и ошибаться, что я постоянно боюсь каких-то вещей, которые на самом деле не так страшны
А оказывается это нормальный процесс - ошибаться. Это можно и без тренинга понять, думаю не обязательно для этого в свои детские воспоминания ходить.

Также и шить научиться.

1 Тау  
Очень хорошая статья. Интересное сравнение. Было бы здорово все это разобрать на конкретном примере,возможно, из личного опыта или приближенном к реальности. Например, собралась группа из 10 человек для того чтобы научиться шить платья или еще чего-нибудь. Тренер делает то-то и то-то, ну и разобрать как идет процесс. Чтобы меньше абстрактных образов, больше реальности.
И еще маленький вопросик по описанию целей тренинга,как по вашему, тренинги М.Е. Литвака или Б.М. Литвака какую ставят цель перед собой?

2 ramzesone  
Я думал на эту тему. Думаю, что в психологических тренингах цель стоит - самопознание. То есть результатом будет обратная связь участника:
  • Я узнал о себе сегодня вот это. Я никогда не задумывался об этом.
  • Я узнал что оказывается вот такие мои действия приводят к таким результатам - тоже не думал об этом.
  • В Королевском дворе у Михаил Ефимовича - Вау, оказывается, меня могли пустить на место Короля, для этого не нужно было на тот момент быть лучше других, нужно было просто быть первым, а уже потом сделать расстановку.
  • Или там же - оказывается я рядом с собой посадил не Королеву, а скажем Фаворитку - могу попасть в интриги. Я ведь и в жизни так делаю.

Это мои примеры осознания. По мере того как происходят такие осознания - можно оценить результат, а значит и достигнута ли цель или нет. По крайней мере для меня.

Если таких осознаний не происходит, у человека просто не находиться материала, чтобы попробовать действовать в своей жизни по другому.

3 ramzesone  
Про платья и шить. Допустим все 10 человек умеют шить, шить по разному. Одну участницу мама научила как шить, а вторую бабушка. Третья училась в школе или в колледже. Четвертая участница в институте. У всех разный опыт, каждый по своему обращается со швейной машинкой, у кого то лучше получается с дизайном.

Допустим двум командам по 5 человек предлагается сделать эскиз платья. Или возможно сшить какой-нибудь простой элемент платья. Допустим воротник. Участницы в команде начинают взаимодействовать, кто-то принимает активное участие, а кто-то стоит в сторонке. Тренер может это заметить и после обсуждения непосредственно самого результата - оценка выполнения основной задачи, он может спросить порекомендовать участнику команды, который стоял в сторонке - принять активное участие...А здесь могут выйти некоторые моменты - допустим человек боится проявляться в команде, в виду того что считает, что его навыки недостаточно хороши. Тренер предлагает ему продемонстрировать свои навыки, потом по результатам демонстрации просит обратную связь у группы, или только у участников команды - и группа дает обратную связь, поддерживает участника. В следующем этапе этот участник уже получив поддержку проявляет себя. Другие же могут научиться у него его навыкам.

Это один момент. Другой момент, что взаимодействуя в команде, и стремясь получить лучший результат чем вторая команда - участники открываются к взаимодействию, объединяют свои навыки, вкладываются и выполняют работу на отлично. После обсуждения каждый может сказать что он получил в ходе такого взаимодействия.

Ну и конечно тренер также дает некоторую теоретическую базу, определенные навыки, которые позволяют в мастерстве шитья добиться новых результатов. Группой в целом эти навыки осваиваются быстрее, чем в отдельном взаимодействии двух человек. За счет чего - за счет того что участники смотрят друг на друга и помогают друг другу.

Не хотел это слово говорить, но это похоже на эффект синергии: 1+1=2+2

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]