- 29.09.2015
- 2087 Просмотров
- 1 комментарий
Из головы не идет одна ситуация, произошедшая недавно в бане, куда я с группой приятелей хожу каждую субботу. Один из «банщиков», Виктор, сделал замечание моему трехлетнему сыну: «Егор, возле бака не играй, обожжешься!» Сын не слушает с первого раза, продолжает делать то же самое со словом: «Нет!» Это его привычная реакция, когда ему что-то с ходу запрещают повелительным тоном. Виктор повторяет замечание и говорит обычное стереотипное: «Не - нет, а - да!» - и добавляет: «Не будешь слушаться, я тебе не мама, церемониться не буду, получишь по попе!» Егор уже ничего не делает, но стоит в тазике с водой и еще более настойчиво с вызовом повторяет: «Нет-нет-нет!» Виктор выходит из себя и раздается звонкий удар. Я просто остолбенела, а Егор в слезах бросился ко мне и забрался на руки. Я попросила Виктора больше так никогда не поступать, что я сына не бью. Думаю, что он понял, да и следующего раза не будет. Если я замечу накал страстей между Виктором и Егором, я вмешаюсь.
А сына я успокоила, объяснила, что Виктор не прав и больше не тронет его. Попыталась объяснить, что дядя хотел защитить его от горячего бака с водой, но видимо не смог по – другому. Не знаю, что понял мой сын, но, во всяком случае, отношения с Виктором у него не испортились, страх не закрепился. Он хорошо к нему относится до сих пор.
Я задумалась над поведением Виктора. Вот оно проявление того, как взрослый в маленьком ребенке формирует невротическую реакцию, страх, недоверие. Ведь Виктор хотел уберечь малыша от опасности, хотел сделать доброе дело, а в итоге сама опасная ситуацию была забыта, а вышло на передний план некое желание сломать ребенка, заставить тупо слушаться и испытывать страх. Не знаю, права я или нет, но для меня послушание и боязнь взрослого – не ценность. Для меня нормально, когда мой ребенок меня не слушается. Я начинаю думать в этот момент, что делаю не так. Почти всегда стараюсь ему четко объяснять, почему нельзя делать что-либо, я говорю о последствиях (как правило, сижу на корточках, глядя ему в глаза), предоставляя ему возможность самому решать. А еще часто пользуюсь принципом сперматозоида. Срабатывает безотказно.
Я была очень довольна однажды, когда играя в каком-то дворе, Егор решил подняться на горку по лестнице, которая была сломана и торчали гвозди. Я подошла нему и спокойно объяснила, что лестница сломана, но он пусть продолжает по ней подниматься, раз хочется, но он упадет и будет больно. Вдобавок ко всему мы вместе потрогали торчащие гвозди, об которые можно получить глубокие царапины. Егор сам отошел от лестницы, он нашел другой способ подняться на горку. Но самое удивительное произошло, когда пришли двое семилетних мальчишек и стали лазать по горке, а Егор играть с ними, ходить за ними по пятам и повторять все что делали они, в том числе они стали подниматься по сломанной лестнице (для них это труда не составляло ввиду возраста). Я сидела и наблюдала на скамейке поодаль за происходящим. В определенный момент я дернулась было бежать останавливать Егора, не дать ему подниматься на сломанную лестницу и упасть оттуда. Но в изумлении остановилась, так как мой сын и не думал подниматься на лестницу. Он повторял все, что делали мальчишки, он залазил туда, куда залазили они, но на лестницу он не поднимался, а останавливался перед ней и уходил. Я сидела обалдевшая и радостная, восхищаясь тем, как мой сын умеет сам принимать решения, а я позволяю ему делать этот выбор, не ломая ребенка, не внушая страх и не требуя тупого послушания и исполнения инструкции.
С вами была Елена Назаркина