• Личный кабинет
  • Ваша корзина пуста
Меню
Назад » » » 2015 » Февраль » 11

Рекрутинг, откуда ты взялся? История вопроса (Виктория Чердакова)

Зачем любому специалисту нужно знать историю своей профессии?  А какие у вас планы в собственных достижениях? Большие? Тогда вам это просто необходимо. Знание истории своей профессии позволит  ориентироваться: актуальна ли сейчас та область, которой вы занимаетесь, и каков следующий виток будет в ее развитии. Ведь все в мире закономерно развивается по-спирали. А зачем нам знать о развитии? Предсказать следующий этап. Ваши конкуренты только начнут ориентироваться в новой изменившейся ситуации, а вы уже не просто в курсе, но и владеете деталями. 

 

Ну и что такое и откуда он взялся этот "рекрутинг"? Давайте заглянем в историю, вместе с Кирилловым К., который с подробностями опубликовал статью «От воина до менеджера» в журнале «Рекрутинг news” №1 от 2011 года.

Слово «рекрутинг» ведет свое происхождение от французского «recruit», что означает «найм на военную службу».

Самые первые следы его заметны в рабовладельческом строе. Работорговцы-посредники, пригоняли для своих клиентов-хозяев на рынок рабов. Эти хозяева (а по современному — работодатели) различными методами «оценки» отбирали себе для самых разных нужд подходящие кадры. Они договаривались с посредниками и о требованиях к потенциальным своим «сотрудникам», и об условия замен (гарантий по-современному). И если сделки были удачными, древние рекрутеры получали щедрые комиссионные. Хозяева выбирали кого-то работать в поле. Для этого заглядывали ему в рот, проверяя состояние зубов, смотрели сколько тяжести может за один раз поднять мужчина (этакий современный CASE-метод). Кого-то вести домашнее хозяйство. И для этого искали женщину с аналогичным опытом, расспрашивали о том, доволен ли ею был предыдущий хозяин. Для обучения по дому часто брали мудрого старика. Как известно, в свое время Диоген Синопский (тот самый что жил в бочке) был рабом. Его купил крупный рабовладелец для воспитания своих детей, с чем Диоген справился с блеском. Дети были не только прекрасно образованы и обожали Диогена, но и что самое ценное, философу удалось привить им верное мировоззрение и подход в жизни гармоничного человека, довольного собой и жизнью. Кстати, известна такая история о том, как Диоген нашел себе хозяина на подобных торгах- «кастинге». Он вышел на площадь и закричал: «Кому нужен хозяин? Продается хозяин, который умеет повелевать!» Один из рабовладельцев, заинтригованный данным заявлением, спросил: “А ты умеешь это делать?”

Умею. Только ты должен будешь меня во всем слушаться.

Как? Но ты же раб! Почему я должен слушаться тебя?

Но ты же слушаешь врача и выполняешь все его рекомендации, чтобы вылечиться, даже если он раб? Он умеет лечить. Вот и я так. Только я умею повелевать людьми.

И надо сказать, что купив этот «товар» данный рабовладелец остался более чем доволен, да и сам свои обязательства перед этим «кандидатом» по послушанию в повелевании людьми соблюдал.

 

Египетские летописи рассказывают о царствовании Аменхотеппа II из Мемфиса так: «Царь ответственен за набор рабочей силы для нужд королевства». Это аналог современной должностной инструкции для генерального директора предприятия. Данная формулировка обязывала фараона заботиться чтобы всегда было необходимое количество воинов, как следует обученных, для похода на соседние враждующие страны. Кстати, многие из методов отбора и воспитания будущих солдат Египта используются и сейчас.

 

А о первом CASE-тесте, придуманном Юлием Цезарем известно многим. Он сначала воина пугал до полусмерти, а потом смотрел на реакцию его кожи лица. Если побледнеет, то считал, что человек сдался, потерял волю к сопротивлению. А если кожа краснела — значит, сердце стало биться сильнее, в кровь выбросился адреналин, и солдат готов оказать активное сопротивление врагу. Но в армию помимо воинов нужны были и врачи, и кошевары, и прочие люди на хозяйственные работы. Их тоже тестировали на профпригодность. Но как говорят, цена ошибки для таких кандидатов была гораздо дороже, чем для побледневших воинов, которых просто не брали. Потенциальных поваров, но непрошедших профтест, могли даже казнить. Это к вопросу об обидчивости современных соискателей, которым отказывают в приеме на вакансию.

 

Кстати, именно Юлий Цезарь придумал нанимать воинов современным методом рекомендаций. В 55 г. до нашей эры он издал декрет, в котором обещал по 300 сестерций каждому солдату, если он приведет еще одного в ряды римских легионов.

 

А древние китайцы, стали использовать единые системы тестов еще в VII веке до нашей эры! А как вы думаете, кого они так набирали? Высших чиновников в правительство Поднебесной. Искали подходящих кандидатов среди аристократии благородного происхождения. А потом в несколько этапов оценивали на соответствие. Тесты были основаны на учении Конфуция. Кандидатам надо было знать теорию о «пяти постоянствах», уметь трактовать отрывки учения, в совершенстве изучить литературный стиль, и использовать философию Конфуция, чтобы давать советы в политике. Причем отбирали сначала в регионах, а следующим этапом жесткого отсева шло утверждение в столице. Статистика отбора на первом этапе такова, что оставалось до 15% от первоначального числа претендентов. По-видимому, аристократия древней Поднебесной была более квалифицирована, чем современные претенденты, т.к. в статистике набора на вакансии современного ТОП-персонала, цифры рекрутеров гораздо менее утешительны.

Кстати, еще о CASE-методах в оценке персонала. «CASE»-означает «ситуация». Т.е. задача метода смоделировать ситуацию потенциальному кандидату, аналогичную производственной. И посмотреть, как он будет реагировать. Одна из наших партнеров в бизнесе, руководитель успешно кадровой компании, прекрасно владеет этим методом. Она рассказала об истории, как они закрыли очень сложную вакансию «помощник руководителя» в компанию одного олигарха.

 

Вакансия образовалась в результате, что его отличный предыдущий помощник вышла замуж за одного из его сотрудников и ушла из компании. Олигарх был жутко зол от этого, и не знал, как найти не просто умную женщину, которая может и прием организовать, и   лицо компании представить, но и которая в самолетах, во время перелетов между различными его встречами, будет обучать его двум языкам. С ног сбились половина всех московских рекрутеров. Заказ на нового «помощника» он сформулировал так: «Найдите мне такую страшную, чтобы на нее ни один мужик из моей компании не посмотрел!». Ясно было, что это решение — эмоциональное. Но никакие доводы действия не возымели. Олигарх отверг массу толковых кандидатов. На это, творческая руководитель агентства придумала такой ход. Она собрала со всего Питера около 10 очень непривлекательных внешне девушек, но которые окончили математический факультет ЛГУ. И организовала им такую CASE-ситуацию. Т.к. этим девушкам необходимо было отвергать заигрывания со стороны сотрудников и гостей компании, то им дали задание, зайти в кабинет к руководителю (роль которого играл второй партнер агентства, и по совместительству ее муж), с докладом о каком-то рабочем вопросе, и принести на подпись документы. И, во время подписи документов, воображаемый директор, неожиданно для кандидатов, начинал их гладить по некоторым женским прелестям. Задача была оставить для отбора тех, кто не спустит «такому» директору домогательства. Из десяти претендентов возмутилось только трое.

 

Всю эту картину записали на видео. И наша партнер, запечатав видео-кассету (а тогда были еще они в пользовании), отослала курьерской почтой этот материал олигарху. И засекла время — через сколько он позвонит ей. Видеозапись шла 40 минут. После доклада курьера, что он вручил кассету, на 39-той минуте она услышала звонок: «Слушай, Марья Ивановна! Ну это же невозможно! Где ты таких страшный понаходила!!!». После этого, как основное возражение данного руководителя таким образом было снято, работа по подбору пошла продуктивно. И Олигарх купил умную, профессиональную и красивую женщину. Такую, какой и должна быть помощник у руководителя данного уровня.

 

И вторая ситуация у этой же руководительницы агентства была тоже творческой. Она хотела к себе в компанию взять женщину, которую знала давно как хорошего сотрудника, но связь с нею потеряла уже лет десять как. Ей донесли, что у этой женщины за последние годы начались проблемы с алкоголем. Как быть? Если напрямую спросить у кандидата: «Пьете ли вы?», что он ответит? «Ну что вы! Только по праздникам! И никогда лишнего!». Диагноз алкоголизма может ставить только нарколог. Мы же — рекрутеры. И единственный более-менее достоверный способ в данном случае — детектор лжи. Но здесь это не подходило никак. Знакомая претендовала на ключевую руководящую должность в компанию, сделала бы оскорбленный вид — и отказалась. Поэтому хозяйка компании, позвала ее просто в гости, поговорить по душам и о бизнесе. И выставила перед ней несколько сортов коньяка. И, в непринужденной обстановке, да под хорошую закуску, за вечер потенциальный кандидат наклюкалась так, что вопрос решился сам собой.  

 

(читать дальше...)

С уважением, Виктория Чердакова 

 

Вы не хотите идти домой после работы? Так Вы и на работу не хотите идти?.. Это можно исправить!

14-15 февраля 2015 г.

 

Другие статьи Виктории Чердаковой:

Игры на рынке труда

Игры на рынке труда (продолжение)

Как найти работу без опыта работы?

Как найти кандидата на "должность" мужа или жены

Как найти кандидата на "должность" мужа или жены (продолжение)

Как не надо делать при поиске работы

Рекрутинг, откуда ты взялся? История вопроса.

 

 

 
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]