- 24.08.2011
- 3892 Просмотра
- Обсудить
Письмо первоеТане Барневой или Энергетика оратора (Ахминеев Андрей)
Здравствуй, Таня.
Второе, о чем бы я хотел поговорить с тобой, это о твоих чувствах и переживаниях по поводу высказывания одного из участников слета. Прежде всего хочу поблагодарить его за урок который он мне дал (почему я его благодарю - я объясню позже ). Мне близки твои переживания и чувства, которые ты испытывала, когда выступала на «ораторском искусстве», потому что я в свое время был закомплексованный и необщительный. То есть я сам прошел через это.
Но меня радует, что ты уже увидела своих «дракончиков». По словам Бориса Литвака это 60% успеха в работе над характером. Я у себя 3 года не видел, что у меня есть синдром отличника. Занимаясь системой Литвака М.Е., пройдя курсы по ораторскому искусству, плюс тренинги, я попадаю на занятие по составлению и произношению тостов. Тема эта очень интересная и полезная. Тост-это практически маленькое публичное выступление, плюс составление тостов развивает мышление. Получается два в одном. И когда подошла моя очередь произнести свой тост, я понял что на фоне предыдущих ораторов (я начал сравнивать себя с другими, ораторы были все моложе меня) мой тост будет «никчемный». И сразу появились мысли: «А зачем я сюда пришел. А после тоста надо мной будут смеяться и называть старым неумехой». Сердцебиение усилилось, ноги стали ватными. И ко всему прочему любой тост начинается с обращения. А мой тост начинался с анекдота и я не мог подобрать или вставить никакого обращения. Но ведущая опытный тренер (Никитина Светлана Геннадьевна) подсказала мне как в этом случае быть. А начать его можно с вопроса. (А как ты знаешь, Таня, «вопрос» - это эффективный ораторский прием. «Вопрос» привлекает внимание и включает мышление слушателей).
- Скажите пожалуйста, а вы знаете кто такой геолог?
- ДА.
- Тогда послушайте: Идут по тундре геолог и чукча и т.д.…
И после этого занятия я понял, что у меня есть синдром отличника. Я стал присматриваться к другим людям и пришел к выводу что синдром отличника в той или иной степени есть у большинства людей ( по моим прикидкам 85%). Но вспомнив Бориса Л. я не стал заниматься самокопанием (детская позиция: вот я какой неумеха), хотя состояние было подавленным я сделал самоанализ (взрослая позиция) и прописал план действий, на своих курсах я включил тему: «Составление и произношение тостов».
На одном из своих семинаров Литвак М.Е. сказал: «Если после беседы со мной вам не стало хуже, то это не врач. Самое страшное заглянуть в себя. С помощью тренинга и прочее, прочее человек начинает видеть себя. И выясняется, что его субъективная картина о самом себе глубоко ошибочна. От этого человек впадает в состояние, которое напоминает депрессию. Но все же это не депрессия. Почему? Начинается интенсивный мыслительный процесс. И более того если он уходит в каком-то очаровании от семинара, значит скорей всего ничего до него глубоко не дошло».
На мой взгляд, работа над синдромом отличника и страхам публичного выступления где-то совпадает, где-то пересекается. Коротко перечислю те приемы, которые помогают мне работать с синдромом отличника:
1. ПРИЗНАТЬ, ЧТО У МЕНЯ ЕСТЬ СИНДРОМ ОТЛИЧНИКА.
2. Осознать, что всем понравиться не возможно. Мне тоже нравится высказывание Павла на слете: «Я не 100 долларовая бумажка, чтобы всем нравится». И когда ты это осознаешь, то становится спокойней.
3. Дать себе право на ошибку. Вспомни, когда ты училась езде на велосипеде или гимнастике ТАЙЦЗИ, ты ведь не делала трагедию, когда у тебя не получалось с первого раза. То есть позволить себе ошибаться. («В среднем один раз в четыре месяца и у меня бывают неудачные выступления» Литвак М.Е.)
4. Снижаем значимость выступления. В разной литературе это называется по разному. Я называю: ежик событий. Что произойдет, если ты плохо выступишь?
1. Земля перевернется? - Нет.
2. Трамваи перестанут ходить? - Нет.
3. От тебя отвернутся друзья? - Нет.
То есть ничего страшного не произойдет. Тем самым ты снижаешь значимость выступления и это тоже успокаивает.
5. АТ - аутогенная тренировка. Тема отдельной лекции.
Прежде всего, это умение расслаблять мышцы лица и тела. Из твоих статей я понял, что расслаблять мышцы ты умеешь. Парадоксально, но в критических ситуациях надо не напрягаться, а расслабляться. Но это не значит отключать мозг и уходить в нирвану. Как говорит Борис Л. существует такое равенство:
ЭМОЦИИ + РАЗУМ = 100%
80% + 20% = 100%
20% + 80% = 100%
То есть мышцы расслабляешь, а мышление включаешь на полную катушку. Этот навык тренируем (проверено на себе).
6. Самонастройка. К любому жизненному событию можно подойти по-разному. Предположим ты пришла на тренинг и тебе дали домашнее задание : разобраться что такое Трансактный анализ и выступить с лекцией.
Первый вариант. Да что же это такое? Из 15 человек он выбрал меня. Что он не знает, что я учусь на психолога и работаю? Сидела тихо ни кому не мешала. Сколько же у меня времени- то все это отнимет? Как все плохо! Не повезло!
Второй вариант. КЛАССНО. Из 15 человек он выбрал меня! Он заинтересован в моем развитии! Он любит меня по Фрому! Я получу много положительного, если я подготовлю лекцию по траксактному анализу:
1. Это расширит мои знания по психологии.
2. Я научусь ставить собеседника во взрослую позицию.
3. Когда по программе будем проходить трансактный анализ, мне не надо будет разбираться и учить.
4. Повысит мою коммуникабельность.
5. Я буду слышать истинный смысл сказанного.
6. Приобрету навык предотвращать конфликтные ситуации.
7. Лишний раз потренируюсь в публичном выступлении.
И с положительным настроем начну искать материал и готовить лекцию.
В идеале вот такую самонастройку надо проводить во всех своих делах(это, как ты знаешь, приводит: ТРУД +).
Можешь потренироваться (перечисли по7 пунктов, что положительного ты получишь от этих дел):
1.вымыть посуду.
2. понянчиться с соседским малышом.
3.сходить на лыжах.
4.выгулять собаку в 12 ночи.
В идеале такая самонастройка должна производиться за 1-2 секунды, как говорит Гандапас «По щелчку пальцев» (Радислав Гандапас – московский тренер по ораторскому искусству).
7. Идеомоторная тренировка. За два три дня до выступления я мысленно проговариваю: «Слушатели у меня хорошие, все пройдет хорошо». Это разновидность идеомоторной тренировки. Для чего я это делаю? Когда я буду выступать, это хорошее отношение через невербалику будет передаваться слушателям (прием тоже от Гандапаса).
8. Сравнение себя не с окружающими, а с самим собой в прошлом и настоящем. Вроде простой и эффективный прием. Но пришел к нему не сразу. Сравниваешь свои достижения месяц назад, год, пять, двадцать лет назад с сегодняшними. И если у тебя есть определенные достижения, следовательно, ты на правильном пути. А увидеть достижения хорошо помогает дневник. По наблюдениям Литвака М.Е., ведение дневника ускоряет исправление характера почти в два раза. Он обратил внимание, что движение в изменении характера начинаются через полгода, после того как человек начинает заниматься в системе. Более кардинальные изменения наступают через год. И у людей, которые вели дневник, изменения происходят в 1,5 – 2 раза быстрее.
9. Стать хозяйкой сцены. Когда ты выходишь на сцену то ты становишься главным, хотя по статусу ты можешь быть ниже, чем сидящие в зале. Но на время выступления (здесь и сейчас) главным считается оратор. Как говорил Остап Бендер: «Командовать парадом буду я». Т.е. у тебя должен быть внутренний настрой (на время выступления), что ты хозяйка, ты командир.
10. Высший пилотаж: получать НАСЛАЖДЕНИЕ от своих публичных выступлений. «Ибо все, что человек делает с удовольствием он делает правильно». Р. Гандапас. Твое наслаждение от своего выступления будет передаваться и слушателям.
11. Нестандартные поступки (нестандартные для тебя).
Для каждого свой уровень. Это может быть чтение стихов по телефону, хождение по дорогим магазинам, с примеркой одежды, просить копеечку. Одна женщина насобирала 27 копеек, причем просила только у богато одетых и именно копейку. Мне лично помогло чтение стихов около Дома офицеров. При этом люди реагировали нормально. То есть после этого меняется отношение к людям (ОНИ +).
И как ты видишь, Таня, большинство приемов направлено: на повышение самооценки (Я+), более открытое и доверительное отношение к людям (ОНИ+), самонастройка (ТРУД+). Чем мне и нравится занятие ораторским искусством, так это тем, что оно способствует изменению характера в лучшую сторону. Видимо не зря Михаил Ефимович начинал свою психологическую подготовку с аутогенной тренировки и освоения ораторского искусства.
Теперь вернемся к участнику слета. Вначале я воспринял его пожелание как личный наезд. Позже я анализировал ситуацию, вспомнил подобную ситуацию из тренинга Герасичева. Герасичев проводит тренинги личностного роста. Есть видеозапись одного из тренингов называется «Контекст». Если ты его смотрела, то хорошо, если нет, можно взять у меня или у Галины Китаевой. Рекомендую. В нем пять психологических сюжетов. Я лично просмотрел их раз на десять. И смотрел не только, что он говорит, а КАК он говорит. Я пришел к выводу, что ему было неинтересно узнать, дали девушке 100 грамм колбасы или нет, потому что у него нет такой проблемы. Самое интересное в одном случае из трех ей все же дали эту колбасу бесплатно. Это примерно тоже самое, если бы я тебе начал читать лекцию об алкоголизме. Я предполагаю, что через 5 минут тебе бы стало скучно.
Почему ему спасибо и в чем урок для меня? Когда работаешь со слушателем (а работал я с тобой) нельзя отвлекаться на себя. Переключив внимание на себя, я не услышал твоего внутреннего состояния. Если бы я услышал тебя, то процентов на 70 я бы смог снят твое внутреннее напряжение.
И к слову сказать, надо быть всегда готовым к неудобным, неприличным, провокационным вопросам. Здесь два аспекта: 1. Как себя вести. 2. Как грамотно ответить. Но это совсем другая история.
ДОБРОГО ТЕБЕ ДНЯ. Андрей.
Похожие материалы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.