• Личный кабинет
  • Ваша корзина пуста
Меню
Назад » » » 2011 » Август » 24

"Синдром отличника и страх публичного выступления" или "Письмо к Тане -2" (Ахминеев А.)*

Письмо первоеТане Барневой или Энергетика оратора (Ахминеев Андрей)

Здравствуй, Таня.

           Второе, о чем бы я хотел поговорить с тобой,  это о твоих чувствах и переживаниях по поводу высказывания одного из участников слета. Прежде всего хочу поблагодарить его за урок который он мне дал (почему я его благодарю - я объясню позже ). Мне близки твои переживания и чувства, которые ты испытывала, когда выступала на «ораторском искусстве», потому что я в свое время был  закомплексованный и необщительный. То есть я сам прошел через это.

             Но меня радует, что ты уже увидела своих «дракончиков». По словам Бориса Литвака это 60% успеха в работе над характером. Я у себя 3 года не видел, что у меня есть синдром отличника. Занимаясь системой  Литвака М.Е., пройдя курсы по ораторскому искусству, плюс тренинги,  я попадаю на занятие по составлению и произношению тостов. Тема эта очень интересная и полезная. Тост-это практически маленькое публичное выступление, плюс составление тостов развивает мышление. Получается два в одном. И когда подошла моя очередь произнести свой тост, я понял что на фоне предыдущих ораторов (я начал сравнивать себя с другими,  ораторы были все моложе меня) мой тост будет «никчемный». И сразу появились мысли: «А зачем я сюда пришел. А после тоста надо мной   будут смеяться и называть старым неумехой». Сердцебиение усилилось, ноги стали ватными. И ко всему прочему любой тост начинается с обращения. А мой тост начинался с анекдота и я не мог подобрать или вставить никакого обращения. Но ведущая опытный тренер (Никитина Светлана Геннадьевна) подсказала мне как в этом случае быть. А начать его можно с вопроса.  (А как ты знаешь, Таня, «вопрос» - это эффективный ораторский прием. «Вопрос» привлекает внимание и включает мышление слушателей).

        - Скажите пожалуйста, а  вы знаете кто такой геолог?

       - ДА.

       - Тогда послушайте: Идут по тундре геолог и чукча и т.д.… 

    И после этого занятия я понял, что у меня есть синдром отличника. Я стал присматриваться к другим людям и пришел к выводу что синдром отличника в той или иной степени есть у большинства людей ( по моим прикидкам 85%). Но вспомнив Бориса Л. я не стал заниматься самокопанием (детская позиция: вот я какой неумеха), хотя состояние было подавленным я сделал самоанализ (взрослая позиция) и прописал план действий, на своих курсах я включил  тему: «Составление и произношение тостов».

        На одном из своих семинаров Литвак М.Е. сказал: «Если после беседы со мной  вам не стало хуже, то это не врач. Самое страшное заглянуть в себя. С помощью тренинга и прочее, прочее человек начинает видеть себя. И выясняется, что его субъективная картина о самом  себе глубоко ошибочна. От этого человек впадает в состояние, которое напоминает депрессию. Но все же это не депрессия. Почему? Начинается интенсивный мыслительный процесс. И более того если он уходит в каком-то очаровании от семинара, значит скорей всего ничего до него глубоко не дошло». 

    На мой взгляд, работа над синдромом отличника и страхам публичного выступления где-то совпадает, где-то пересекается. Коротко перечислю те приемы, которые помогают мне работать с синдромом отличника: 

1.     ПРИЗНАТЬ, ЧТО У МЕНЯ ЕСТЬ СИНДРОМ ОТЛИЧНИКА.

2.    Осознать, что всем понравиться не возможно. Мне тоже нравится высказывание Павла на слете: «Я не 100 долларовая бумажка, чтобы всем нравится».  И когда ты это осознаешь, то становится спокойней.

3.    Дать себе право на ошибку. Вспомни, когда ты училась езде на велосипеде или гимнастике  ТАЙЦЗИ, ты ведь не делала  трагедию, когда у тебя не получалось с первого раза. То есть позволить себе ошибаться. («В среднем один раз в четыре месяца и у меня бывают неудачные выступления» Литвак М.Е.)

4.    Снижаем значимость выступления. В разной литературе это называется по разному. Я называю: ежик событий. Что произойдет, если ты плохо выступишь?

1.    Земля перевернется?  - Нет.

2.    Трамваи перестанут ходить? - Нет.

3.    От тебя отвернутся друзья? - Нет.

         То есть ничего страшного не произойдет. Тем самым ты снижаешь значимость выступления и это тоже успокаивает.

 5. АТ - аутогенная тренировка. Тема отдельной лекции.

Прежде всего, это умение расслаблять  мышцы лица и тела. Из твоих статей  я понял, что расслаблять мышцы  ты умеешь. Парадоксально, но в критических ситуациях надо не напрягаться, а расслабляться. Но это не значит отключать мозг и уходить в нирвану. Как  говорит Борис Л. существует такое равенство: 

 

                ЭМОЦИИ + РАЗУМ = 100%

                                       80%     +     20% = 100%

                                       20%     +     80% = 100%

         То есть мышцы расслабляешь, а мышление включаешь на полную катушку. Этот навык тренируем (проверено на себе).


6. Самонастройка. К любому жизненному событию можно подойти по-разному. Предположим ты пришла на тренинг и тебе дали домашнее задание : разобраться что такое Трансактный анализ и выступить с лекцией.

Первый вариант. Да что же это такое? Из 15 человек он выбрал меня. Что он не знает, что я учусь на психолога и работаю? Сидела тихо ни кому не мешала. Сколько же у меня времени- то все это отнимет? Как все плохо! Не повезло!

Второй вариант. КЛАССНО. Из 15 человек он выбрал меня! Он заинтересован в моем развитии! Он любит меня по Фрому!  Я получу  много положительного, если я подготовлю лекцию по траксактному анализу:

1.    Это расширит мои знания по психологии.

2.    Я научусь ставить собеседника во взрослую позицию.

3.    Когда по программе будем проходить трансактный анализ, мне не надо будет разбираться и учить.

4.    Повысит мою коммуникабельность.

5.    Я буду слышать истинный смысл сказанного.

6.    Приобрету навык предотвращать конфликтные ситуации.

7.    Лишний раз потренируюсь  в  публичном выступлении.

И с положительным настроем начну искать материал и готовить лекцию.

В идеале вот такую самонастройку надо проводить во всех своих делах(это, как ты знаешь,  приводит: ТРУД +).

Можешь потренироваться (перечисли по7 пунктов, что положительного ты получишь от этих дел):

1.вымыть посуду.

2. понянчиться с соседским  малышом.

3.сходить на лыжах.

4.выгулять собаку в 12 ночи.

В идеале такая самонастройка должна производиться  за 1-2 секунды, как говорит Гандапас «По щелчку пальцев» (Радислав Гандапас – московский тренер по ораторскому искусству).

        7. Идеомоторная тренировка. За два три дня до выступления я мысленно проговариваю: «Слушатели у меня хорошие, все пройдет хорошо». Это разновидность идеомоторной тренировки. Для чего я это делаю? Когда я буду выступать, это хорошее  отношение через невербалику будет передаваться слушателям (прием тоже от Гандапаса).

        8. Сравнение себя не с окружающими, а с самим собой в прошлом и настоящем. Вроде простой и эффективный  прием. Но пришел к нему не сразу. Сравниваешь  свои достижения месяц назад, год, пять, двадцать лет назад с сегодняшними. И если у тебя есть определенные достижения, следовательно, ты на правильном пути. А увидеть достижения хорошо помогает дневник. По наблюдениям  Литвака М.Е., ведение дневника ускоряет исправление характера почти в два раза. Он обратил внимание, что движение  в изменении характера начинаются через полгода, после того как человек начинает заниматься в системе. Более кардинальные изменения наступают через год. И у людей, которые вели дневник, изменения происходят в 1,5 – 2 раза быстрее.    

           9. Стать хозяйкой сцены. Когда ты выходишь на сцену то ты становишься главным, хотя по статусу ты можешь быть ниже, чем сидящие в зале. Но на время выступления (здесь и сейчас) главным считается оратор. Как говорил Остап Бендер: «Командовать парадом буду я». Т.е. у тебя должен быть внутренний настрой (на время выступления), что ты хозяйка, ты командир.


           10. Высший пилотаж: получать НАСЛАЖДЕНИЕ от своих публичных выступлений.  «Ибо все, что человек делает с удовольствием он делает правильно». Р. Гандапас. Твое наслаждение от своего выступления будет передаваться и слушателям.

              11. Нестандартные поступки (нестандартные для тебя).

    Для каждого свой уровень. Это может быть чтение стихов по телефону, хождение по дорогим магазинам, с примеркой одежды, просить копеечку. Одна женщина насобирала 27 копеек, причем просила только у богато одетых и именно копейку. Мне лично помогло чтение стихов около Дома офицеров. При этом люди реагировали нормально. То есть после этого меняется отношение к людям (ОНИ +).

      И как ты видишь, Таня, большинство приемов направлено: на повышение       самооценки (Я+), более открытое и доверительное отношение к людям (ОНИ+), самонастройка (ТРУД+). Чем мне и нравится занятие ораторским искусством, так это тем, что оно способствует изменению характера в лучшую сторону. Видимо не зря Михаил Ефимович начинал свою психологическую подготовку с аутогенной тренировки и освоения ораторского искусства.

       Теперь вернемся к участнику слета. Вначале я воспринял его пожелание как личный наезд. Позже я анализировал ситуацию, вспомнил подобную ситуацию из тренинга Герасичева. Герасичев проводит тренинги личностного роста. Есть видеозапись одного из тренингов называется «Контекст». Если ты его смотрела, то хорошо, если нет, можно взять у меня или у Галины Китаевой. Рекомендую. В нем пять психологических сюжетов.  Я лично просмотрел их раз на десять. И смотрел не только, что он говорит, а КАК он говорит. Я пришел к выводу, что ему было неинтересно узнать, дали девушке 100 грамм колбасы или нет, потому что у него нет такой проблемы. Самое интересное в одном случае из трех ей все же дали  эту колбасу бесплатно. Это примерно тоже самое, если бы я тебе начал читать лекцию об алкоголизме. Я предполагаю, что через 5 минут тебе бы стало скучно.  

      Почему ему спасибо и в чем урок для меня? Когда работаешь со слушателем (а работал я с тобой) нельзя отвлекаться на себя. Переключив внимание на себя, я не услышал твоего внутреннего состояния. Если бы я услышал тебя, то процентов на 70 я бы смог снят твое внутреннее напряжение.

        И к слову сказать, надо быть всегда готовым к неудобным, неприличным, провокационным вопросам.  Здесь два аспекта: 1. Как себя вести. 2. Как грамотно ответить. Но это совсем другая история.

                                      ДОБРОГО ТЕБЕ ДНЯ.            Андрей.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]